| Главная страница |О факультете | О Кафедре| Главная страница | Научная деятельность | Контакты | Новости |

АБРАМОВ
КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ


Материалы о К.И. Абрамове
к 80-летию со дня рождения
Сведения о К.И. Абрамове на сайте
"Классики библиотечного дела России"

К.И. Абрамов родился в 1920 году.
На кафедре библиотековедения МБИ (ныне МГУКИ) начал работать с 1953 года.
Зав. кафедрой библиотековедения c 1960 по 1998 годы.
Профессор и доктор педагогических наук с 1976 года.
Заслуженный деятель науки РФ с 1980 года.
Участник Великой Отечественной войны.
Правительственные награды – 4 ордена и 17 медалей.
За заслуги в народном образовании награжден медалью Н.К. Крупской и
золотой медалью ВДНХ.

К.И. Абрамов, будучи деканом библиотечного факультета и заведующим кафедры библиотековедения университета проявил большие организаторские способности в постановке учебного процесса на библиотечном факультете, в решении перспективных задач библиотечного образования, умение сосредоточить внимание профессорско-преподавательского состава кафедры на исследовании и обобщении актуальных проблем библиотечной теории и практики. Его характерной чертой всегда являлась широта научных интересов, научный поиск и новизна решения научных проблем, стремление определить не только ближайшие цели, но и предвидеть будущее библиотечных процессов. Чего бы это не касалось: теории и истории библиотечного дела, подготовки библиотечных кадров, общественной роли библиотек, становления кафедры библиотековедения как ведущей кафедры библиотечных факультетов вузов страны. Достаточно сказать, что именно благодаря энергии и настойчивости Константина Ивановича, эта кафедра стала головной в решении назревших вопросов библиотечного дела, библиотековедения и развития библиотечно-библиографического образования. Именно эта кафедра в 60-90 годы создала большинство стабильных учебников по библиотековедению, подготовила свыше 150 кандидатских и 8 докторских диссертаций. Аналогичного результата не достигла ни одна специальная кафедра университета и библиотечных факультетов других вузов культуры.

Основными научными направлениями, которые разрабатывает К.И. Абрамов, являются теория и история библиотечного дела и библиотековедения, совершенствование системы библиотечно-библиографического образования, проблемы централизации, кооперации и взаимодействия в библиотечном деле. Им опубликовано свыше 330 печатных работ, в том числе три издания учебника “История библиотечного дела в СССР”, учебник “Библиотековедение: общий курс” (ред. и автор ряда глав), учебное пособие “Введение в специальность “библиотековедение и библиография” (ред. и соавтор ряда глав), монография по истории библиотечного дела в 1917–1920 гг., капитальные тематические сборники по наследию В.И. Ленина и Н.К. Крупской по библиотечному делу и др.

Отличительной стороной К.И. Абрамова как историка являлось стремление обогатить историю библиотечного дела и библиотековедения ранее неизвестными событиями и фактами, ввести в научный оборот не публиковавшиеся архивные документы государственных, ведомственных и местных архивов. Именно благодаря его инициативе в нашей стране была начата работа по созданию капитальной источнико-библиографической базы и многотомной монографии “История библиотечного дела в СССР”. Основное внимание при этом было обращено на исследование зарождения и развития прогрессивных демократических традиций отечественного библиотечного дела и библиотековедения, влияния общественно-политического и революционного движения на развитие библиотечной мысли, роли и задач библиотек в обществе и др.

В 90-е годы, когда отечественное библиотековедение встало перед задачей перехода на новую научную концепцию, К.И. Абрамов выступил как последовательный защитник коренного пересмотра советской исторической концепции, освобождения ее от запретных тем, устранения созданных мифов и легенд, за восстановление действительного объективного исторического библиотечного процесса. Он выступил с рядом статей и лекций: о становлении демократического библиотековедения в России до октябрьского переворота, о Л.Б. Хавкиной как прогрессивном демократическом библиотековеде, о советской библиотечной цензуре как тормозе информатизации общества и др. Вышла из печати коренным образом переработанная 1 часть учебника по истории библиотечного дела до октября 1917 года. В 2000 году. будет завершена и сдана в печать вторая часть учебника с октября 1917 по 2000 год.

Разрабатывая проблемы общей теории библиотековедения, К.И. Абрамов особое внимание обращал на исследование таких проблем как: объект и предмет библиотековедения, его структура, задачи и место в системе других общественных наук, история библиотечной мысли и др. Он был активным сторонником взаимодействия библиотековедения с педагогикой и книговедением, участвовал в издании первого тома комплексной монографии, освещающей проблемы развития книговедения, книгоиздания и книгораспространения. В центре его внимания находилась и одна из ведущих проблем общей теории “Библиотека и общество”, по которой им были опубликованы статьи в зарубежной печати и доклады на сессиях ИФЛА.

Фундаментальный вклад К.И. Абрамов внес и в разработку многотрудных проблем и перспектив библиотечно-библиографического образования. В 60-80 годы ни одно сколько-нибудь значительное начинание не обходилось без его деятельного участия, проявленных инициатив и новшеств. Он участвовал в разработке всех действовавших тогда учебных планов библиотечных факультетов вузов и других документов, систематически выступал с заглавными докладами на заседаниях учебно-методических советов, республиканских и межвузовских конференциях, публиковал программные и острые дискуссионные статьи, в которых смело выступал против непродуманных или явно ошибочных официальных установок министерств и ведомств: увеличение объема общенаучных учебных дисциплин и сокращение профессиональных, преувеличенного значения производственно-практического обучения перед теоретическим, изменения профиля специальности библиотековедение и библиография и фактической замены ее специальностью научно-техническая информация, включение в общий объем часов библиотечной специализации подготовку медицинских сестер и т.п. Сколько сил пришлось приложить, например, для доказательства неуместности введения в учебные планы 70 часового курса высшей математики или не существующих в природе основ промышленного и сельскохозяйственного производства.

Обстоятельное знакомство с постановкой библиотечного образования за рубежом, умение видеть перспективу и найти единственные решения сложных и дискуссионных проблем, не допустить малейшего пренебрежения библиотечно-библиографической теоретической подготовки будущих библиотечных специалистов, убедить в несвоевременности принятия отдельных ошибочных “волевых” предложений, заслуженно снискало К.И. Абрамову позицию общепризнанного лидера в решении актуальнейших проблем развития библиотечно-библиографического образования.

Отличительной чертой К.И. Абрамова являлась тесная связь с теорией и практикой библиотечного строительства, с злободневными вопросами подготовки высококвалифицированных специалистов библиотечного дела. Он систематически выступал с докладами на общесоюзных, республиканских и межвузовских научных конференциях, оказывал методическую помощь библиотекам и вузам. По его инициативе кафедра приступила к выпуску научных сборников, подготовленных совместно с работниками библиотек и вузов. Он несколько десятилетий был членом редколлегий журнала “Библиотекарь”, научного сборника “Советское библиотековедение”, редактировал сборник “Информация о библиотечном деле и библиографии за рубежом” и др.

К.И. Абрамов был бессменным членом (председателем, руководителем секций) учебно-методических советов по библиотечному образованию МК РФ и СССР, Минвуза СССР, Всесоюзного общества любителей книги и др. С 1965 по 1991 годы с перерывами он работал по совместительству в НИО библиотековедения ГБЛ.

К.И. Абрамов один из немногих отечественных библиотековедов – работников специальных библиотечных кафедр вузов культуры, который активно участвовал в развитии международных библиотечных связей. В 70-х начале 80-х годов он деятельно работает в комитетах, секциях и круглых столах ИФЛА, выступает с докладами, дискутирует и спорит, подготавливает международные документы и справочники по библиотечному образованию. Он делает доклады на двусторонних библиотечных семинарах, в том числе и на первом советско-американском в 1979 году, на других международных библиотечных конференциях. Его неоднократно приглашают для ознакомления с библиотечным опытом в Болгарию, ГДР, Чехословакию и др., публикует статьи по актуальным проблемам библиотековедения и подготовки библиотечных кадров, встречается со многими видными деятелями международного библиотековедения, ведет с ними переписку.

К.И. Абрамова как ученого и руководителя всегда отличало новаторство, настойчивый поиск решения самых актуальных и злободневные вопросов учебной и научно-исследовательской работы. Он никогда не пасовал перед самыми сложными, трудными и казалось бы неразрешимыми научными проблемами, всегда стремился возглавить их решение, привлекая к этому как преподавателей, так и аспирантов. Чрезвычайно характерным было его стремление поделиться добытыми научными результатами и гипотезами, оказать необходимую помощь в выборе наиболее перспективных направлений библиотечной науки, преподавания новых специальных дисциплин. Его бескорыстность, терпимость к чужим мнениям сочетались с высокой требовательностью и ответственностью за порученное дело. Все человеческие качества обеспечивали здоровый морально-психологический климат на кафедре и во всех научных коллективах, которыми он руководил.

Сайт создан в системе uCoz