Каратыгина Т.Ф.
МГУКИ

Первые Абрамовские чтения в МГУКИ

19 октября 2001 г. в Московском государственном университете культуры и искусств состоялись мемориальные чтения, посвященные памяти доктора педагогических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, почетного профессора МГУКИ, 38 лет возглавлявшего кафедру библиотековедения университета Константина Ивановича Абрамова (1920–2001 гг.), приуроченные к его дню рождения.

Идея проведения Абрамовских чтений принадлежит кафедре библиотековедения им. К.И. Абрамова; чтения решено проводить ежегодно именно в этот день.

Среди гостей и участников (докладчиков) первых Абрамовских чтений, помимо профессорско-преподавательского состава университета и студентов библиотечно-информационного факультета, собравшихся в парадном конференц-зале нового здания МГУКИ, были представители Министерства промышленности, науки и технологий РФ, крупнейших библиотек Москвы (ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, РГБ, ГПИБ, ЦБ им. Л.Н. Толстого), а также профессиональных периодических изданий «Библиография», «Мир библиографии», «Библиотековедение».

Почетные гости: М.А. Фалалеева, ветеран ГОЭЛРО (внучатая племянница Г.К. Дерман – первого директора Московского библиотечного института, нынешнего МГУКИ), ветераны МГУКИ (находящиеся ныне на заслуженном отдыхе) – Е.Г. Абрамова, вдова К.И. Абрамова, и З.И. Серова, вдова В.В. Серова. (Деятельность В.В. Серова была тесно связана с университетом: он был преподавателем, деканом библиотечного факультета, а затем – после длительной работы на руководящих должностях в Министерстве культуры РСФСР и Министерстве культуры СССР – профессором кафедры библиотековедения, членом докторского совета. 70-летию В.В. Серова был посвящен специальный доклад.)

Церемония открытия Абрамовских чтений началась с приветственного слова ректора МГУКИ, доктора пед. наук, профессора Т.Г. Киселевой. Отметив значительные заслуги К.И. Абрамова как ученого, педагога и организатора, она сконцентрировала внимание на раскрытии такой позитивной и уникальной черты мировоззрения этой выдающейся личности, как умение идти всегда в ногу со временем, способность пересматривать и корректировать свои оценки в свете сегодняшних реалий, чутко улавливать текущие социально-политические перемены, влияющие на выбор перспективной парадигмы развития библиотечного дела, концепцию подготовки кадров библиотекарей-профессионалов высшей квалификации.

Зав. кафедрой библиотековедения, доктор пед. наук, профессор Ю.П. Мелентьева в своем выступлении воссоздала широкую панораму развития кафедры библиотековедения в тот период, когда ее возглавлял К.И. Абрамов, обозначила ее истоки, перспективы развития. Ю.П. Мелентьева особо отметила высокий научный статус кафедры; сегодня на кафедре трудятся шесть докторов наук.

В следующих докладах многогранно и последовательно рассмотрена заглавная тема чтений – «Абрамов – ученый, руководитель, педагог». В этом разделе первым прозвучал доклад А.Я. Айзенберга, доктора пед. наук, профессора МГУКИ «К.И. Абрамов – педагог высшей школы». На долю К.И. Абрамова выпало все, что пришлось пережить его поколению: Великая Отечественная война (К.И. Абрамов был участником Сталинградской битвы), трудные послевоенные годы, разоблачение культа личности, перестройка, распад СССР и создание новой России. Докладчик подчеркнул, что высокое педагогическое мастерство К.И. Абрамова обеспечивалось органическим слиянием в нем высоких моральных, гражданских качеств и прекрасного владения предметом.

Чрезвычайно интересно был построен доклад недавнего члена кафедры библиотековедения МГУКИ, ныне зав. сектором истории библиотечного дела РГБ, доктора пед. наук, профессора М.Я. Дворкиной «Методология истории библиотечного дела в трудах К.И. Абрамова». М.Я. Дворкина под руководством К.И. Абрамова подготовила кандидатскую диссертацию, а затем при его поддержке защитила и докторскую. В своем выступлении она тщательно проанализировала все издания учебника К.И. Абрамова по истории библиотечного дела СССР – России, а также его специальные статьи по общеметодологическим вопросам истории библиотечного дела.

Немецкий коллега, доктор философии, доцент Германской службы академических обменов, профессор кафедры библиотековедения МГУКИ Готфрид Кратц, опираясь на германские источники, сосредоточил внимание на освещении темы «Отклики в Германии на учебник К.И. Абрамова «История библиотечного дела в России». (Этот учебник – последний труд К.И. Абрамова, вторая часть которого вышла в свет буквально в день его смерти.) Одновременно Г. Кратц познакомил присутствующих с весьма положительными откликами в Германии и на более ранние работы ученого.

«К.И. Абрамов как исследователь начального периода истории МГУКИ» – тема доклада доктора пед. наук, профессора МГУКИ Э.К. Беспаловой. Она представила материал в двух аспектах. Во-первых, были обозначены истоки интереса молодого К.И. Абрамова, студента-первокурсника МГБИ к исторической науке в целом, что было связано с творческим восприятием им материалов, усвоенных на лекциях известнейшего советского историка и историографа Н.Л. Рубинштейна (его выгнали вместе с другими инакомыслящими преподавателями из ведущих московских вузов, после принятия идеологических постановлений ЦК КПСС в середине 1950-х гг.). Было ярко проиллюстрировано нарастание интереса к науке в аспирантские годы, освещены мотивы и направления научно-педагогической деятельности К.И. Абрамова в условиях тоталитарного режима и усиленной моноидеологизации всех сфер жизни. Э.К. Беспалова объективно охарактеризовала позитивные моменты в изменении мировоззрения ученого в новой исторической ситуации – построении демократического российского общества.

Результатом кропотливой работы К.И. Абрамова над обновленным курсом истории библиотечного дела в России явилось выпущенное в 2000/2001 г. учебно-методическое пособие для студентов, преподавателей и библиотекарей-практиков «История библиотечного дела в России» (в двух томах). В пособие включены новые данные из архивных документов, которые ранее не могли попасть в открытую печать. Как подчеркнула Э.К. Беспалова, «это потребовало большой работы по переосмыслению научных основ истории библиотечного дела, простановки новых акцентов, введения уточненных оценок. Безусловно, только уникальный опыт научно-исследовательской работы, создания учебников и постоянной разработки курса по истории библиотечного дела в России, который К.И. Абрамов читал практически до последних дней своей жизни, позволил ему быстро реализовать новые научные задачи по созданию ряда научных публикаций, важных в методологическом плане».

Второй аспект доклада Э.К. Беспаловой – подробная характеристика последнего труда К.И. Абрамова: монографии «История Московского государственного университета культуры и искусств. 1930–1941 гг.» (Под общ. ред. Э.К. Беспаловой. М.: МГУКИ. 135 с.), органически входящей в то (пока еще недостаточно освоенное) направление исследований по истории образования, которое включает детальное изучение учебных планов, программ, развития содержания учебных дисциплин, внутренних организационно-управленческих проблем, материально-технической базы конкретного учебного заведения (в данном случае – МБИ), его студенческой аудитории и разнообразных видов работы с ней. Иначе говоря, предпринятое К.И. Абрамовым исследование показывает перспективную роль синтетического рассмотрения (на примере МБИ) истории одного вуза, что позволяет говорить о правомерности выделения исследований этого жанра в особое, самостоятельное направление (наряду с наиболее развитой традицией – воссозданием общего процесса подготовки кадров, общих вопросов содержания образования).

Воссоздание истории отдельных учебных заведений открывает особые возможности для выявления специфики учебного заведения, которая главным образом проявляется (и это К.И. Абрамов рельефно обозначил) в реалиях функционирования, зависящих (в условиях тоталитарного режима) от общего руководства, кадрового состава, который всегда был творческой силой, определяющей содержание и уровень подготовки кадров в вузах. (Монография подготовлена к печати Э.К. Беспаловой и Е.Г. Абрамовой по рукописным материалам К.И. Абрамова в предельно сжатые сроки.)

В первом разделе чтений были также представлены доклады: «Наследие К.И. Абрамова как историка: заметки на полях» (М.Д. Афанасьев, канд. пед. наук, директор ГПИБ); «История библиотечного дела: концепция К.И. Абрамова» (А.М. Мазурицкий, канд. пед. наук, профессор, первый проректор МГУКИ); «Научная школа К.И. Абрамова» (Л.И. Сальникова, канд. пед. наук, профессор, зам. декана БИФ по научной работе МГУКИ); «К.И. Абрамов и библиотечное дело за рубежом» (О.П. Мезенцева, канд. пед. наук, доцент, декан БИФ МГУКИ); «Влияние творчества К.И. Абрамова на деятельность библиотек российской глубинки» (М.И. Комарова, зав. Уренской ЦБС; Нижегородская обл.); «К.И. Абрамов – основоположник разработки истории библиотечного дела в национальных республиках» (Е.К. Иванова, канд. пед. наук, профессор; Чебоксары) и др.

Первый тематический раздел чтений завершился докладом выпускника университета, бывшего студента К.И. Абрамова, ответственного редактора журнала «Мир библиографии» Д.Н. Бакуна – «К.И. Абрамов в годы перестройки. Взгляд студента». В нем очень ярко и образно показано, как К.И. Абрамов умел отвечать на острые, порой даже провокационные вопросы студентов, как умел слушать их и убеждать, уважительно, конструктивно рассматривать иные мнения, не совпадающие с его точкой зрения.

Второй раздел чтений – «Вместе с коллегами: о тех, кто работал рядом с К.И. Абрамовым» – представлен докладами: «Леонид Васильевич Беляков» (Ю.П. Мелентьева), «Василий Васильевич Серов» (А.И. Пашин, канд. пед. наук, профессор), «Федор Иванович Каратыгин» (Н.И. Полосин, аспирант кафедры библиотековедения), «Роль Раисы Леонидовны Ведениной в методическом обеспечении учебного процесса кафедры библиотековедения» (Т.Ф. Каратыгина и Л.И. Сальникова).

В третьем, завершающем разделе Абрамовских чтений – «Каким его помним и любим» прозвучало много теплых, проникновенных слов в адрес К.И. Абрамова и его ближайших коллег – В.В. Серова и Л.В. Белякова (70-летие которых можно было бы нынче отметить).

Профессор кафедры библиотековедения, доктор пед. наук В.В. Скворцов – автор библиографических указателей, посвященных К.И. Абрамову, и теоретических работ о нем – внес предложение о разработке на диссертационном уровне темы «Жизнь и деятельность К.И. Абрамова». Л.М. Степачев (ВГБИЛ) и А.М. Худова (ЦБ им. Л.Н. Толстого) поделились своими воспоминаниями об ученом как знатоке и популяризаторе зарубежного библиотечного опыта и о его работе в качестве декана библиотечного факультета.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры документных ресурсов С.П. Фунтикова вспомнила, как ей помогли советы К.И. Абрамова при подготовке к защите кандидатской диссертации.

О морально-нравственной составляющей человеческого и научного имиджа К.И. Абрамова, неизменном следовании им этике ученого и руководителя говорили сотрудники кафедры библиотековедения А.Я. Айзенберг (доктор пед. наук) и Г.А. Алтухова (канд. пед. наук).

Заключительным аккордом Абрамовских чтений прозвучали очень взволновавшие собравшихся стихи профессора В.И. Терешина, посвященные К.И. Абрамову.

По завершении чтений участники поехали на кладбище, где похоронен К.И. Абрамов (деревня Куркино Московской обл.), и возложили цветы на могилу своего учителя, коллеги-педагога, ученого и просто достойного человека.


Перепечатано из сборника "НТБ" (ГПНТБ России)

Сайт создан в системе uCoz