ВЫДАЮЩИЙСЯ ДЕЯТЕЛЬ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ


Имя Константина Ивановича Абрамова не нуждается в том, чтобы представлять его библиотечной общественности. Вот уже более полувека заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор педагогических наук, почти 40 лет руководивший кафедрой библиотековедения Московского государственного университета культуры и искусств, К.И. Абрамов был и остается лидером отечественной библиотечной науки, чьи труды пользуются признанным авторитетом в России и за рубежом.

Ныне библиотечная общественность отмечает знаменательный юбилей. 19 октября 2000 г. исполняется 80 лет со дня его рождения и 60 лет трудовой научно-исследовательской, научно-педагогической и общественной деятельности.

К.И. Абрамов родился в селе Лугавское Минусинского района Красноярского края в семье учителя.

В 1940 г. окончил среднюю школу. Спустя несколько месяцев, в октябре того же года призван в ряды Советской армии.

В августе – декабре 1941 г. – курсант Второго Владивостокского военно-пехотного училища. В декабре – июле 1942 г. молодой лейтенант командует стрелковым взводом в г. Благовещенске.

Со второй половины 1942 г. и до конца войны он находится в Действующей армии, т.е. на передовой, принимая непосредственное участие в военных действиях. С июля 1942 по февраль 1943 г. К.И. Абрамов – командир взвода на Сталинградском фронте. На самых опасных участках боев переживает величие и трагизм гигантского сражения, навечно вошедшего в историю под названием Сталинградской битвы. Чудом остается жив. Награжден за личное мужество медалью "За оборону Сталинграда".

С марта 1943 по январь 1946 г. – гвардии старший лейтенант, начальник штаба батальона стрелкового полка. Воюет на Воронежском, Степном, II Украинском фронте. Участник великого сражения на Курской дуге. В 1943 г. награжден двумя медалями ''За отвагу", орденом "Красная Звезда", в 1944 – орденом "Отечественной войны" II степени.

В январе 1945 – июле 1946 г. – гвардии капитан, заместитель начальника штаба стрелкового полка. Участвует в боях на I Украинском фронте, затем в составе Центральной группы войск. В 1945 г. награжден орденом "Отечественной войны" I степени, медалями "За победу над Германией в Великой Отечественной войне", "За освобождение Праги".

За годы воины К.И. Абрамов прошел с боями практически всю Восточную Европу. Освобождал от немецко-фашистских захватчиков Украину и Молдавию. Участвовал в боях на территории нескольких стран Европы: Румынии, Польши, Чехии, Словакии, Германии.

Лишь в июле 1946 г. для него наступает мирная жизнь. Он демобилизуется из армии в звании гвардии капитана.

Сразу же окунается в давно забытую мирную жизнь.

С сентября 1946 г. К.И. Абрамов – студент Московского библиотечного института (ныне МГУКИ). С отличием заканчивает его в 1950 г. Талантливый выпускник в том же году зачисляется в аспирантуру. В 1954 г. он защищает кандидатскую диссертацию по истории библиотечного дела в России в 30-х – начале 60-х гг. XIX в.

Далее начинаются страницы его жизни, которые нельзя назвать иначе, как триумфальное шествие по неизведанным дорогам библиотечной науки и педагогики высшей школы.

В 1954 – 1958 и 1977 – 1979 гг. он декан библиотечного факультета.

В 1975 г. защищает докторскую диссертацию, посвященную истории библиотечного дела, состоянию и перспективам ее развития.

В 1976 г. ему присваивается звание профессора, а в 1980 – заслуженного деятеля науки РСФСР (ныне РФ).

С 1960 г. по 1998 г. он заведующий кафедрой библиотековедения МГУКИ.

По совместительству в 60–80-е гг. трудится старшим и ведущим научным сотрудником Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина (ныне РГБ), где решает ответственные источниковедческие и историографические проблемы библиотековедения.

Таков вкратце во многом типичный и еще больше необычный жизненный путь К.И. Абрамова. Ныне К.И. Абрамов – старейший и авторитетнейший работник Университета, глубоко уважаемый ветеран войны, труда, высшей школы, науки, автор более трехсот тридцати книг, монографий, учебников, учебных пособий, статей, других научных работ. Наконец, он один из немногих сотрудников Университета, в трудовой книжке которых значится всего лишь одна запись о месте работы: Московский государственный университет культуры и искусств. С сентября 1946 г. К.И. Абрамов ни разу не порывал связи с Университетом.

Для современников К.И. Абрамов – это высокоодаренный ученый, педагог-новатор и экспериментатор, талантливый руководитель, активный общественный деятель. А для людей, близко знающих его, это к тому же на редкость обаятельный, принципиальный, добродушный, бескорыстный человек и труженик, всегда готовый придти на помощь, передать коллегам новые знания, свежие идеи.

Широкую известность в России и зарубежных странах имеет его плодотворная, полная концептуальных открытий научно-исследовательская деятельность. Поражает объем проделанного! Элементарный статистический анализ показывает, что его среднегодовая "производительность" превышает 7 публикаций. Это довольно редкое явление в мировом библиотековедении. К тому же следует учитывать, что Константин Иванович работал не в "стерильных" условиях лабораторного ученого, а одновременно с научными исследованиями выполнял большой объем преподавательской, административной, общественной работы.

Как правило, в центре внимании ученого не второстепенные, не конъюнктурные вопросы, а принципиально важные, фундаментальные проблемы культурного и библиотечного строительства, методологии библиотековедения, истории библиотечного дела, развития высшего библиотечного образования, другие коренные вопросы библиотечной теории и практики.

Окончательную и исчерпывающую оценку подвижнического труда К.И. Абрамова, конечно, даст только история. Но уже сейчас очевидно, что многие разработки могут быть отнесены к тому, что принято именовать классикой. Прежде всего, это касается его исследований в области истории отечественного библиотечного дела. Именно к такой классике относится его вузовский учебник "История библиотечного дела в СССР", выдержавший три издания, переведенный на ряд языков мира и послуживший основным учебником для большинства послевоенных поколений библиотечных специалистов. Этот учебник был и остается самим капитальным историко-библиотековедческим исследованием, ибо в нем как в сгустке отобразились все его предшествующие исторические разработки. Весьма примечательно он выглядит и на международном фоне: зарубежные аналоги – при всех их достоинствах – менее совершенны в теоретическом отношении.

Стоит особо подчеркнуть то новое, что К.И. Абрамов привнес в область историко-библиотековедческих исследований. Оно особенно проявилось в упомянутом учебнике. Если до его прихода в науку архивные документы почти не использовались, то учебник и его переиздания опирались преимущественно на архивные материалы, хотя, разумеется, использовались и опубликованные источники. Систематическое обращение к архивным документам, постоянный поиск и введение в научный оборот новых, ранее неизвестных, казалось бы, навсегда утерянных и забытых исторических документов – отличительная черта К.И. Абрамова как ученого-историка. Благодаря такому подходу историко-библиотековедческие исследования в стране приобрели, наконец, подлинно научный характер.

Настойчивое стремление дойти до объективной исторической истины, до сущности исторических явлений и процессов обусловило такое существенно важное, для библиотековедения и в то же время недостаточно используемое направление историко-библиотековедческих исследований, как источниковедческое. И тут, прежде всего, стоит остановиться на его фундаментальных источниковедческих разработках, связанных с наследием В.И. Ленина и Н.К. Крупской в области библиотечного дела. До Абрамова это наследие в основной своей массе оставалось неизученным и невостребованным. Часть его бесплодно пылилась в архивах и "спецхранах". Часть находилась в изданиях, давно ставших библиографической редкостью. Лишь скромная доля их наследия была известна специалистам библиотечного дела, в основном наиболее общие и расхожие высказывания о значимости библиотечного дела. Только благодаря неустанным многолетним трудам К.И. Абрамова положение коренным образом изменилось в 60–80-е гг.

Проблеме ленинского идейного наследия в области библиотечного дела посвящены многие десятки публикаций Абрамова. Однако особенно большим источниковедческим и научным прорывом явилась его инициатива в организации и издании в 1969 г. тематического сборника "Ленин и библиотечное дело". В 1972 г. он переводится на немецкий, венгерский, японский языки. В 1977 г. сборник выходит вторым изданием. На его основе в 1983 г. выпускается сокращенное издание на английском языке. Увенчивается эта грандиозная по трудоемкости работа в 1987 г., когда публикуется третье, наиболее полное издание сборника, содержащее около 500 ленинских работ и документов, связанных с библиотечным делом, библиографией и другими смежными вопросами, многие из которых в него были включены впервые.

Огромная заслуга Абрамова видится здесь в том, что его неутомимая, настойчивая поисковая работа позволила показать взгляды Ленина по библиотечному строительству во всей многогранности, комплексности, сложности и противоречивости.

Еще более крупномасштабная работа Абрамова связана с собиранием, изучением, публикацией огромного наследия Н.К. Крупской в области библиотечного дела. В изданном в 80-е гг. под непосредственным руководством К.И. Абрамова шеститомнике отражено чуть менее одной тысячи документов, примерно треть которых впервые выявлена в архивах и никогда ранее не публиковалась. Это издание является самым полным, самым представительным и научно выверенным собранием трудов Н.К. Крупской в области библиотечного дела. И содержание, и форма собрания трудов оставляют прочное впечатление добротного издания академического типа.

Сюда же можно отнести и целые пласты истории, связанные со взглядами революционных демократов, петрашевцев на библиотеки, народное образование, демократическим движением 1905 г., февральской революцией 1917 г., которые впервые были глубоко проанализированы на страницах трудов Абрамова.

В указанных трудах К.И. Абрамов решил такие крупные источниковедческие проблемы библиотековедения, за которые не способен был взяться ни один из его предшественников. Значение проделанного трудно переоценить и в настоящее время, когда идут острейшие идеологические споры о российском прошлом. Приверженцы самых различных точек зрения, опираясь на источниковедческие издания К.И. Абрамова, могут вести достойный научный спор. Источниковедческие разработки юбиляра дают им в руки не домыслы, не слухи, а безупречно достоверные исторические документы, где ничего ни прибавить, ни убавить. Им же остается лишь добросовестно ознакомиться с ними и объективно интерпретировать их с учетом принципа историзма.

Особенность таланта К.Х. Абрамова – широта научных интересов. Невероятно много делая на обширнейшем поле историко-библиотековедческих исследований, тем не менее он никогда не замыкался в пространстве истории. Его жадно влекут многие актуальные проблемы современности. Возможно, его глубокое знание истории даже подталкивало к активному вмешательству в тематику, отражавшую злобу дня. Не случайно же говорится, что история – это наука не столько о прошлом, сколько о настоящем и будущем. Видимо, поэтому в его научных трудах очень большое место принадлежит разработке общетеоретических и методологических проблем библиотековедения как общественной науки, исследованию развития социальных функций библиотек, их роли в жизни общества, формировании высокой культуры населения, его информирования, образования. Один из крупных итогов этой работы – учебник "Библиотековедение. Общий курс" (1988 г.), где он выступил в качестве одного из научных редакторов и соавторов. Благодаря его участию он приобрел принципиально новое содержание и не случайно очень оперативно был переведен в КНР, а также в некоторых странах СНГ.

Эта тенденция в научном творчестве Абрамова все более мощное воплощение получает в последующие годы. В 1993–94 гг. под его непосредственный научным руководством подготовлен к печати совершенно новый учебник по общему библиотековедению, который является существенно важным вкладом в развитие библиотековедения. Впервые в нем реализована задача отказа от неоправданной идеологизации библиотечного дела и последовательно проведена концепция общечеловеческих ценностей как основополагающего в настоящее время критерия оценки библиотечной теории и практики. Фактически это означает начало принципиально нового этапа в развитии отечественной библиотечной теории, сближения траектории ее формирования с мировым руслом библиотековедческих исследований.

К.И. Абрамов – активный сторонник организации комплексных исследований в области книговедения, библиотековедения и библиографоведения, создания единой методологической базы теории и практики книгопроизводства, книгораспространения и библиографического учета книжной продукции. Он систематически участвует в проводимых научных конференциях по вопросам книговедения, федоровских чтениях и др. Так, на II Всесоюзной конференции в 1974 г. на пленарном заседании он выступил с программным докладом “В.И. Ленин и книжное дело” (проблемы собирания и изучения ленинского наследия в этой области), а на федоровских чтениях в 1975 г. – с докладом “В.И. Ленин как читатель библиотек”, изданным в 1979 г. в виде брошюры Всесоюзным обществом любителей книги.

К.И. Абрамов – член авторских коллективов таких капитальных книговедческих изданий, как "История книги в СССР" и энциклопедического словаря "Книговедение", ряда выпусков "Проблемы рукописной и печатной книги" и сборника "Книга и культура".

Являясь опытнейшим и старейшим педагогом Университета, К.И. Абрамов не только делится своим огромным опытом почти полувековой педагогической деятельности, но и всегда находится в эпицентре исследований важнейших проблем подготовки библиотечных кадров. Его работы по этим вопросам составляют, по общему признанию, одну из основ современной концепции высшего библиотечного образования. Он горячий сторонник фундаментальности, научной обоснованности в подготовке высококвалифицированных специалистов, полного ее соответствия международным стандартам. К.И. Абрамов – непременный автор или соавтор подавляющего большинства программных документов высшей библиотечной школы, учебных планов, программ, зачинатель многих острых дискуссий, инициатор многих педагогических экспериментов и, конечно, активнейший участник отечественных и зарубежных конференций, совещаний, семинаров по этим вопросам.

Его статьи "Проблемы совершенствования высшего библиотечного образования на современном этапе", "Задачи библиотечного образования в свете реформы высшей школы", "Нужна коренная ломка сложившихся стереотипов", три концептуальных библиографических обзора на эту тему и другие работы оказали очень серьезное воздействие на решение многих актуальных и спорных научно-методических проблем подготовки кадров библиотечных специалистов. Самостоятельно или совместно с другими видными специалистами им был поставлен и успешно решен целый ряд теоретических и практических проблем высшего библиотечно-библиографического образования: о совершенствовании подготовки специалистов широкого профиля, об организации функциональной специализации кадров, об улучшении производственно-практического обучения и др. Целиком и полностью по его инициативе впервые в МГУК организован учебно-научно-библиотечный комплекс, в который вошли крупные библиотеки Москвы. При каждой из них создан филиал кафедры библиотековедения. Значение этих комплексов еще не вполне осознано, но сотрудникам кафедры библиотековедения уже давно очевидно: только на базе названного комплекса можно резко укрепить связь вузовского обучения с практикой, повысить качество подготовки выпускаемых специалистов.

К.И. Абрамов – организатор важного педагогического эксперимента, который продолжается и в настоящее время. Его суть – максимальное использование педагогического потенциала индивидуального подхода к студентам. В ходе эксперимента вводятся индивидуальные планы и графики учебы студентов, расширяется объем самостоятельной работы студентов, выявляются наиболее талантливые студенты. Этой новой методике организации учебного процесса принадлежит будущее.

Все время находясь в неустанном педагогическом поиске, Абрамов из года в год обогащает содержание и форму учебного процесса, "подтягивая" его к уровню современных задач. Под его руководством впервые были разработаны в последние годы такие новые учебные курсы, как "Введение в специальность", "Основы научных исследований", "Автоматизированные системы управления в библиотечном деле" и др. Только благодаря поддержке К.И. Абрамова кафедрой и Центром компьютерного обучения МГУКИ была разработана уникальная система компьютерного тестирования студентов по дисциплинам "Общее библиотековедение" и "Основы научных исследований". Компьютеризация учебного процесса на кафедре библиотековедения все более становится одной из характерных особенностей ее педагогической направленности.

Под руководством К.И. Абрамова кафедрой проделана большая работа по учебно-методическому обеспечению учебного процесса. Профессорско-преподавательским составом созданы стабильные учебники по всем специальным дисциплинам, выдержавшие по несколько изданий, оперативно обновляются и составляются новые программы курсов и методические указания для студентов, издаются десятки лекций и учебных пособий по актуальным и мало разработанным проблемам теории и практики библиотечного дела. Так только в последние годы были изданы пособия по библиотечному менеджменту, маркетингу и др., подготовлены к печати новые издания учебников по общей теории библиотековедения, обслуживанию читателей и др.

Огромное внимание уделялось организации научно-исследовательской работы кафедры по перспективным проблемам библиотековедения и истории библиотечного дела. Эта работа, как правило, проводилась совместно с профессорско-преподавательским составом других вузов и коллективами библиотек. Особенно большую роль сыграл К.И. Абрамов в вовлечении членов кафедры в работу различных проблемных советов и комиссий, координационных советов МК СССР и РСФСР, в частности, советов по теории и история библиотечного дела, централизации библиотечной сети, подготовки библиотечных кадров и др. Наиболее важным результатом этой деятельности явилось создание монографий и практических пособий, источниковой базы библиотековедения и истории библиотечного дела, капитальных исследований по социологии книги и чтения, централизации и планомерной организации библиотечного дела и др. По инициативе К.И. Абрамова вошло в практику проведение на кафедре совместных заседаний, круглых столов, научных дискуссий с библиотеками, редакциями журналов и научных сборников по актуальным проблемам библиотековедения и библиотечного дела. К.И. Абрамов – непременный участник многих всесоюзных, республиканских и межвузовских конференций, на которых он нередко выступал с заглавными докладами.

Исключительно продуктивна и собственная педагогическая деятельность К.И. Абрамова. Многие десятилетия он читает курсы "История библиотечного дела", "Введение в специальность", "Библиотековедение. Общий курс", различные спецкурсы, постоянно обновляя их фактическое и концептуальное содержание. С большой охотой выступает он с лекциями перед преподавателями страны на ФПК университета и перед аспирантами. Под его руководством защитили диссертации многие аспиранты и соискатели, ныне образующие его научную школу во многих странах мира, включая ближнее зарубежье. Эта школа представлена не только историческими исследованиями. Его диссертанты работали и над такими проблемами, как: теория библиотековедения, библиотечное дело в зарубежных странах, централизованная сеть библиотек, педагогическое мастерство библиотекаря, высшее библиотечное образование в различных странах мира и т. д. Можно сказать, что на трудах К. И. Абрамова взращено целое поколение библиотечных работников 50–90-х гг. За высокие заслуги в области педагогической деятельности в 1977 г. он награжден медалью им. Н.К. Крупской "За заслуги в обучении и коммунистическом воспитании", а за собирание, изучение, издание ее идейно-теоретического наследия – в 1988 г. золотой медалью ВДНХ СССР.

Свою многогранную научную и инновационную педагогическую деятельность К.И. Абрамов тесно связывает с активной общественной работой, пропагандой научных знаний. Избирается руководителем, членом целого ряда ученых Советов по вопросам культуры, специализированных советов МГУК и ГБЛ (РГБ), научно-методических советов по высшему библиотечному образованию Минвуза СССР, Министерств культуры СССР и РСФСР, координационных и проблемных советов в области НИР АПН СССР, министерств культуры СССР и РСФСР и других общественных советов и комиссий. Многие годы – член редколлегий журналов "Библиотекарь" ("Библиотека"), "Советское библиотековедение" ("Библиотековедение"), научный редактор сборника "Информация о библиотечном деле и библиографии за рубежом", целого ряда других ответственных продолжающихся изданий.

Широка известность К.И. Абрамов среди библиотечных работников Российской Федерации и стран СНГ. Он неоднократно выступал с докладами и сообщениями на всесоюзных, республиканских и других научно-практических конференциях, активно участвовал в дискуссиях, круглых столах и диспутах по актуальным проблемам теории, истории и практики библиотечного дела, бескорыстно оказывал помощь в решении злободневных проблем библиотечной теории и практики, организации учебного процесса на библиотечных факультетах и др.

Уже давно научно-педагогическая и общественная деятельность К.И. Абрамова переросла масштабы России. Его сотрудничество с ведущими зарубежными и международными организациями особый размах приобрело начиная с конца 60-х – начала 70-х гг. С 1970 г. он активный участник сессий Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА). Избирается членом ее комитетов и секций по библиотечному образованию, истории библиотечного дела, включается в различные рабочие группы по подготовке важнейших документов и выполнению исследовательских программ. Систематически выступает на сессиях ИФЛА в США, Бельгии, Дании, Филиппинах, Канаде и других странах с докладами, освещающими теорию и практику отечественного библиотечного строительства. В 1979 г. на первом советско-американском семинаре библиотечных работников в Вашингтоне (США) делает концептуально важный доклад "Система подготовки и повышения квалификации библиотечных кадров в СССР", сыгравший большую роль в появлении ростков взаимопонимания между отечественными и американскими специалистами.

Наиболее часто он приглашается в страны Восточной Европы в качестве участника различных конференций, совещаний, симпозиумов. Назовем лишь некоторые из зарубежных поездок. Так, в 1962 г. он выступает на II совещании восточно-европейских стран по библиотечному образованию (Берлин), в 1970 г. – на научных конференциях в Софии, Пловдиве, Кырджали, Праге, Братиславе, в 1989 г. – в Берлине. Научные труды Абрамова приобретает широкую международную известность. Об этом свидетельствуют более 50 публикаций его трудов в самых различных странах мира, а также рецензии на его публикации в профессиональной библиотечной периодике зарубежья.

Отмечая знаменательный юбилей, никак нельзя обойти чисто человеческие качества К.И. Абрамова: доброжелательность, принципиальность, постоянную готовность придти на помощь в решении личных и общественных проблем. Не случайно библиотечная общественность очень благожелательно откликнулась на присуждение ему ученой степени доктора педагогических наук. Старейший работник – ветеран библиотечного дела Н.Я. Фридьева писала: "Считаю, что это большое событие в библиотечном деле, а не только в Вашей жизни. Ведь Вы заведующий кафедрой библиотековедения, и если мне не изменяет память, то это событие особого значения – впервые почти за 60 лет в СССР во главе специальной кафедры стоит доктор наук–библиотековед! Желаю Вам дальнейших успехов! Теперь Ваша задача помогать стать докторами наиболее преданным библиотечному делу творческим библиотечным работникам наших вузов".

Этот завет, прежде всего, выполнен К.И. Абрамовым на кафедре библиотековедения МГУКИ, где он пользуется непререкаемым авторитетом и глубоким уважением. Так, под его руководством на кафедре трудились 8 докторов, профессоров, более 16 доцентов и кандидатов наук.

За 38 лет кафедра под руководством К.И. Абрамова стала не только одной из ведущих кафедр университета, но и выросла в такой солидный научно-педагогический коллектив, который по численности, образовательному и профессиональному уровню сотрудников опережает известные школы библиотековедения и информатики различных зарубежных университетов. Как дальновидный руководитель, он постоянно заботился о творческом, научном росте своих сотрудников. Только за последние годы работниками кафедры защищены две докторские диссертация. Над докторскими диссертациями работают еще три преподавателя кафедры, которые представят их к защите в ближайшие годы. Практически все сотрудники кафедры, некогда пришедшие рядовыми преподавателями, со временем стали кандидатами, докторами наук, профессорами, доцентами.

В центре внимания К.И. Абрамова находятся также проблемы подготовки научных кадров, организация работы аспирантуры и докторантуры кафедры. Так, за годы его руководства на кафедре было защищено свыше 150 кандидатских и семь докторских диссертаций. Причем под руководством самого Абрамова кандидатские диссертации защитили 32 аспиранта и соискателя.

Высокие человеческие качества, принципиальность, бескорыстие, терпимость, забота, прежде всего, о деле, столь характерные для юбиляра, десятилетиями обеспечивали здоровый морально-психологический климат в руководимом им коллективе. Таким образом, и в этом плане деятельность К.И. Абрамова – образец, достойный подражания.

Заслуги К.И. Абрамова перед обществом получили высокое признание. Он награжден пятью орденами и семнадцатью медалями. Самое главное, его труды – фундаментальная составная часть, без которой было бы немыслимо современное отечественное библиотековедение, а его имя одно из первых имен в блестящей плеяде деятелей, трудами которых создавалась и развивалась отечественная библиотечная наука.

Ныне Константин Иванович – в отличной научной "форме" Кажется, что многотрудные годы, прожитые им, только прибавляют ему сил и энергии. Он, как никогда ранее, полон научных замыслов и далеко идущих творческих планов. Самое главное, что лежит в основе этих планов, что подвигает его мысль к новым творческим свершениям – это глубокое концептуальное переосмысление развития отечественной библиотечной теории и практики, ликвидация "белых пятен" в истории библиотечного дела, продвижение к общечеловеческий ценностям демократии как методологическому фундаменту будущих библиотековедческих исследований.

Об этом свидетельствуют новое издание его учебника “История библиотечного дела в России”, лекция “Демократические преобразования библиотечного дела России в период Февральской революции (февр. – окт. 1917 г.)”, статьи и тезисы докладов, раскрывающие борьбу за демократизацию библиотечного дела. В издательстве “Либерея” готовится к изданию в 2001 г. вторая часть вузовского учебника “История библиотечного в России. 1917–2000 г.”, переработанная в духе новых требований, предъявляемых исторической науке современным периодом развития российского демократического общества.

Пожелаем же Константину Ивановичу Абрамову в год 80-летия со дня его рождения, в год 55-летия великой Победы, ради которой он отдал лучшие годы своей жизни, дальнейших творческих успехов на ниве отечественного библиотековедения, успешного воплощения всех его замыслов и планов в жизнь!

Сайт создан в системе uCoz