Гусева Э.П.

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В АМЕРИКАНСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ

Если говорить об общей структуре американских университетов, то вкратце она такова:
Типы университетов - государственные (публичные) и частные.
Среди последних, одни учреждены какой-либо церковью, другие к религии отношения не имеют [3].

В колледжах учащиеся получают только степень бакалавра, тогда как в университетах можно получить степени бакалавра, магистра и доктора. Причем предпочтительным считается получать степени в разных учебных заведениях.

Типы основных академических программ следующие:
1) 4-годичная программа (бакалавриат) плюс 2 года (магистратура) обучения по мастерской программе;
2) только 4-годичная программа (бакалавриат);
3) 2-х или одногодичная мастерская программа (при наличии степени бакалавра);
4) 3-годичная программа для получения высшей научной степени (Ph. D, J. D. и т.д.);
5) 2-годичная академическая программа (junior colleges - два первых года обучения в колледже);
6) 2-годичная программа профессионального обучения (vocational program).

Проживание студентов организовано в общежитиях университетских городов (residential campus), за пределами университетского городка (commuter campus) или в частных домах.

Управляет университетом или колледжем: руководство, назначенное законодательной властью (для финансированных государством университетов); Совет попечителей (некоторые члены назначаются, некоторые выбираются); Президент или Канцлер (chancellor); Проректор (provost); Вице-президенты (vice presidents); Деканы (deans); Заведующие кафедрами (department chairs); штатные преподаватели (faculty).

Ученые степени, предоставляемые академическими программами:
Doctoral Degrees (Ph. D., Ed. D., D. Div., J. D.) - доктор в различных областях наук;
Masters Degrees (Master of Art (M. A.), Master of Science (M. S.) - магистр в различных областях науки;
Bachelors Degrees (Bachelor of Art (B.A.), B. S., B. F. A. - бакалавр в различных областях наук;
Cooperative/Joint Degrees - объединенные степени;
Special aspects of degrees (honor degree) - специальные отличия и почетные дипломы - Summa Cum Laude, Magna Cum Laude, Cum Laude и пр.

Функции преподавателей и их обязанности в университете


Типы преподавателей:

1. Штатные преподаватели, имеющие право на повышение в должности в университете (Tenure или tenure track), имеющие степень Ph. D.: профессор (professor), адъюнкт-профессор (associate professor), ассистент-профессор (assistant professor).

2. Внештатные преподаватели (non-tenure track), иногда без Ph.D.: инструктор/лектор (Instructor/lecturer), приглашенный профессор (Visiting professor). Допускается  полная или частичная занятость преподавателей (Full time или part time).

Обязанности штатных преподавателей

1. Преподавание для студентов старших и младших курсов, число читаемых курсов зависит от широты охвата изучаемых в университете предметов.

2. Научная работа, т.е. исследовательская работа, спонсируемая грантами; исследования, спонсируемые университетом; исследования, финансируемые по программе отделения или колледжа; исследования на контрактной или консультационной основе.

3. Общественная работа - участие в национальных, региональных и локальных профессиональных программах, сотрудничество с государственными или национальными агентствами, участие в работе университетских советов, советов колледжа или отделения.

Академические администраторы выполняют следующие обязанности:

1. Декан - поиск источников финансирования и распределение денежных средств, наблюдение за всеми академическими программами в пределах колледжа, контроль за набором в колледж.

2. Адъюнкт декан (Associate Dean) - обычно оказывает помощь в администрировании всех академических программ, как правило, выбирается из числа штатных преподавателей.

3. Помощник декана (Deputy Dean) - обычно следит за предоставлением услуг студентам (личное руководство, консультирование, решение проблем, набор, переподготовка, финансовая помощь). Может назначаться из числа штатных преподавателей или студенческого персонала.

4. Декан студентов (Dean of students) - специальный адвокат для студентов, осуществляет такие действия как посредничество между студентом и группой или другими административными офисами университета. Иногда контролирует поведение студентов в общежитии.

Плата за обучение в университетах

Стоимость обучения варьируется от 1 тыс. долл. за семестр в государственных вузах до 30 тыс. долл. за год в частных. В государственных вузах устанавливается различная плата за обучение для жителей штата, где находится университет, и приезжающих из других штатов, поскольку первые платят налоги непосредственно в казну своего штата. Студенты оплачивают университетское образование, используя средства родителей или целевую финансовую помощь. Три основных формы помощи: а) стипендия или грант; б) заем (студенты или родители берут заем и выплачивают его после окончания учебы); в) работа в различных службах учебного заведения. Студенты старших курсов иногда в состоянии финансировать свое образование, участвуя  в научно-исследовательской (fellowship) или преподавательской помощи (assistantship) в университете [5].

Для примера приведу статистику денежных поступлений за обучение в библиотечно-информационные школы в 1999/2000 году. Основная часть поступлений приходилась на родителей учащихся (72%). Меньше всего составляла материальная помощь федеральных фондов (9%) [9].

Оценка знаний студентов в большинстве университетов осуществляется по пятибалльной системе, состоящей из букв (A, B, C, D, F), с использованием знаков плюс (+) или минус (-). Во многих университетах для того, чтобы успешно завершить курс, по основному предмету требуется минимальная оценка "C". Размеры аудиторий бывают различны. Обзорные или вводные курсы обычно читаются в больших аудиториях, где усвоение знаний проверяется различными тестами: выбор правильного ответа из предлагаемого перечня, да-нет или короткие ответы. На курсах высшего уровня, где классы меньше, используют специальные экзаменационные формы для письменного ответа, устные презентации и сочинения (essay test) [5].

В отличие от наших учебных заведений, учебный год в американских вузах не всегда начинается 1 сентября. Каждый университет имеет право сам планировать семестры. Учебный год может состоять их двух семестров (term) по 5 месяцев, из 3-х семестров по 3,5 месяца или 4-х семестров (quarter) по 3 месяца.

Образование в Америке очень ценится, и преподаватели университетов весьма уважаемые люди, хотя зарплату их нельзя назвать очень высокой. Во многих университетах в период летних студенческих каникул зарплату преподавателям не платят. Университетская политика такова, что если только кто-то из студентов напишет о плохом к нему отношении преподавателя, то этому преподавателю вправе отказать в работе. Оценка курсу и преподавателю даётся студентом на последнем занятии каждого пройденного предмета анонимно. Но и преподаватели требуют от студентов сполна. К каждому занятию нужно прочитать около 50 страниц различной литературы по каждому курсу или найти эту информацию в Интернете. Также надо написать 2-е самостоятельные работы в течение семестра по каждому курсу плюс письменный экзамен. Если преподаватель уличит студента в плагиате, то студента могут отчислить с плохой рекомендацией. Права и обязанности, а также недопустимые формы поведения зафиксированы в специальных кодексах моральных принципов студентов и преподавателей [5].

Высшее образование в американских университетах трехступенчатое. Сначала Undergraduate education, завершающееся получением степени бакалавра (Bachelor) после 4-х лет учебы в колледже или университете. Затем (можно с перерывом) два года учебы для получения степени магистра (в США программы называются Master’s Program, т.к. присуждается степень Master of Science) - Graduate education. В некоторых университетах есть одногодичные магистерские программы.

По окончании магистерской программы студенты пишут и защищают диссертацию (Thesis) или другой вид итоговой работы, т.н. портфолио (Portfolio) - краткое описание, почему была выбрана магистерская программа в той или иной области науки, примеры написанных по изучаемым предметам работ, резюме и вообще все, о чем бы студент хотел рассказать своему будущему работодателю. Магистерская диссертация в американских университетах представляет собой вид учебно-исследовательской работы и сравнима с дипломными работами отечественных вузов [1]. Защита магистерской работы проходит в ограниченном кругу: четыре члена комиссии - два преподавателя, специалист из другого учреждения, научный руководитель и студент-выпускник. Postgraduate Education включает в себя докторские программы с получением степени и диплома доктора наук, и программы по повышению квалификации Post Masters Program с получением сертификата.

В Калифорнийском университете Лос-Анжелеса, где я проходила годичную стажировку по программе повышения квалификации начинающих преподавателей (Junior Faculty Development Program) в Школе информационных исследований [8] учебный год состоит из 4-х семестров (четвертый летний, носит факультативный характер и в этот семестр стоимость обучения ниже) по 3 месяца каждый. В среднем студент выбирает 3 предмета в семестр. Здесь нет разделения на дневное, заочное или вечернее отделения. Есть студенты, занятые полное время, и частично занятые. Это значит, что кто-то может магистерскую программу завершить за 2 года, а кому и 3-х лет не хватит. Поскольку каждый год обучения оплачивается, то выгоднее быстрее выполнить программу. Но все студенты работают, потому что за учебу надо платить. Даже если кто-то и оплачивается (родители, спонсоры, фонды), то студенту нужны деньги на ежедневные расходы, содержание машины, оплату телефона.

Особое место в подготовке библиотекарей занимает дистанционное образование. В статистическом отчете Ассоциации библиотечно-информационного образования за 2001 год, из 56 Североамериканских библиотечных школ 42 школы (75%) предлагают один и больше дистанционных образовательных курсов, и число их увеличивается с каждым годом [9]. Магистерский диплом выдается обычного образца. При устройстве на работу выпускники по желанию указывают форму полученного обучения. Работодатели, как правило, не делают предпочтения той или иной форме образования. Главные критерии при подборе сотрудников это наличие профессионального опыта, коммуникационные и профессиональные навыки, активность, заинтересованность потенциального работника в получении заявленной вакансии.

Из общего числа студентов, поступивших на различные программы библиотечно-информационных школ в 2000 г. (17 773 человек) больше всего обучалось на магистерских программах (14 470). На бакалаврских программах - 2 330 студентов, 735 на докторских и 238 на программах post master [9].

Интернет - неотъемлемая часть университетской жизни. Все, что надо для учебы и бытия можно получить через него: расписание, методическое обеспечение, тезисы лекций, списки литературы, новости факультетской жизни, анонсы выступлений приглашаемых профессоров, общение с преподавателяи, и т.д. В библиотеку тоже можно не ходить. Примерно с 1995 года многие журналы имеют электронную версию, каждый преподаватель хранит на своем сайте свои статьи. Если в списке литературы, что находится на сайте изучаемого курса, есть статья или учебник, подтвержденный электронной версией, то достаточно вызвать указанный адрес, и текст приходит к тебе через Интернет. Можно читать с экрана, а можно распечатать. В университетском кампусе за это не надо платить дополнительных денгег, все уже входит в оплату за обучение. Конечно, учебники, необходимые для занятий, студенты покупают (около 50 долл. новая книга и в два раза дешевле подержанная) в магазинах на территории университета, но по завершении курса эти книги можно сдать обратно в магазин и вернуть часть денег. Надо пояснить, что университетские библиотеки не снабжают студентов учебниками, как это принято в наших вузах. Также преподаватели готовят к своим курсам хрестоматии. Оттиски необходимых для курса статей, формируются в большую книгу, специальный отдел университета копирует их (с разрешения издательств, где была напечатана статья) в небольшом количестве и продает. Они стоят несколько дешевле книг (около 40 долл.), но сдать их уже нельзя. Студенты с удовольствием покупают хрестоматии, потому что времени для поиска в библиотеках необходимых для изучения курса материалов у них мало.

Несмотря на все преимущества использования Интернета, в библиотеки, которые открыты допоздна, а в некоторые периоды учебного года круглосуточно, студенты ходят и книги читают. В Калифорнийском университете Лос-Анджелеса на 35 тыс. студентов и преподавателей, около 60 библиотек и 6,7 млн. единиц хранения, причем электронные версии не входят в это число. По всем международным стандартам образования, учебное заведение не может являться таковым без наличия соответствующего книжного фонда. Это основа основ  поддерживается западными университетами еще с 17 века. Все каталоги в университетских библиотеках электронные, карточные можно встретить только в небольших библиотеках, и то как дополнение к электронному. В период годичной стажировки мне довелось посетить около 20 библиотек и архивов различного уровня, и везде есть электронные каталоги, залы для работы с Интернетом и электронными изданиями, широко используется межбиблиотечный абонемент, открытый доступ к литературе, оснащены места для работы с личным лаптопом и подключения к Интернету, повсеместное оснащение копировальной техникой. В Калифорнийском университете Лос-Анджелеса сводный электронный каталог “Melvyl”, составляющий модуль библиотечной системы “Orion”, отражает не только издания, имеющиеся непосредственно в его библиотеках, но и то, что находится в других 8 университетах (Санта-Барбара, Сан-Диего, Сан-Франциско, Беркли, Риверсайд и др.), входящих в сеть государственных учебных заведений штата Калифорния. Другой электронный каталог библиотеки “California Digital Library” (CDL) отражает все электронные документы Калифорнийского университета. Электронные версии документов из других библиотек можно получить через Интернет, а доставка книги через межбиблиотечный абонемент осуществляется по почте в течение 4-7 дней.

Что касается библиотечно-информационного образования в США, то его, как правило, студенты получают на магистерских программах в течение 2-х лет. Это могут быть Masters of Library and Information Science или Masters of Information Science Programs. Есть колледжи, где это образование дается в рамках бакалавриата. За 2 года магистерской программы изучается минимум 18 специальных курсов. В период обучения в университете студент получает два диплома (бакалавра и мастера) и две специальности, что совсем не плохо. Например, в колледже специализация была по политологии, а в магистратуре по информационным системам. Конечно, учиться 6 лет не легко. Но можно сделать перерыв, поработать, определиться с выбором магистерской программы, если уж степень магистра будет так необходима. На этих программах учатся довольно взрослые люди. Средний возраст около 30 лет, возрастной диапазон от 21 до 50 лет, иногда и старше. Желающие могут учиться практически всю жизнь, и я встречала пенсионеров, обучающихся в университете (бесплатно) и никто этому не удивляется. Здесь даже принято иметь несколько магистерских дипломов. Разонравилась специальность, или на новом месте работы имеющихся знаний не достаточно и для повышения зарплаты требуется соответствующий магистерский дипломом, то в этих случаях дополнительное обучение в университетах всегда возможно. И все без отрыва от работы. Конечно, за обучение платят, но в сравнении с заработной платой, оплата за обучение кажется не такой уж большой. 1,5-2 месяца заработка среднеоплачиваемой работы покрывает стоимость обучения за год в государственном вузе. Есть в Америке, конечно, частные вузы, где стоимость года обучения доходит до 30 тыс. долл., но можно подумать, обучаться ли там, когда действуют 120 государственных университетов.

Довольно часто студенты учатся одновременно на двух программах разных факультетов (Joint-degree programs) и получают соответственно две объединенные степени. Так, например, в Библиотечно-информационной школе Католического университете Америки предлагаются такие объединенные программы, как Библиотекарь-Историк, Библиотекарь-Биолог, Библиотекарь-Музыковед и т.д. [Joint Master of Art (M. A.) (History) - Master of Science (M. S.) in Library Science, Joint M. S. (Biology), Joint M. S. (Musicology), Joint M. A. (English), Joint M. S. (Religious Studies), Joint J. D. (Law), Joint M. A. (Greek and Latin)] [7].

Высшую научную степень Доктор Философии (Ph. D.) получают в библиотечно-информационных школах университетов после 3-годичной программы (Postgraduate education) и защиты докторской диссертации (Dissertation). Общий процесс может длиться и дольше. Причем, обучаться по этой программе и готовить диссертацию можно сразу же после магистратуры или даже брать докторские курсы, обучаясь еще на магистра. Правда, не все обучающиеся по этой программе защищают диссертации. Некоторые докторанты только изучают специальные курсы и сдают два экзамена (письменный и устный квалификационные экзамены по специальности). Письменный экзамен - это примерный эквивалент нашего кандидатского реферата по специальности, где докторантами делается обзор литературы по теме исследования и письменные ответы  на вопросы по пройденным курсам. После второго года обучения сдается т.н. устный экзамен, хотя внешне это напоминает дискуссию, во время которой специальная комиссия принимает и обсуждает заявку на написание диссертации. Объем заявки от 50 до 90 страниц, включая приложения и библиографию, а иногда и предполагаемые затраты на данное исследование, в том случае если подается одновременно заявка в какой-либо фонд на получение гранта. Подобная процедура в наших вузах сравнима с обоснованием темы диссертации. Я присутствовала на таком экзамене (хотя это закрытое мероприятие, только 4 члена комиссии и докторант, нужно было получить согласие всей комиссии, включая докторанта на присутствие посторонних). Диссертанту задавались вопросы и одновременно вносились рекомендации, как улучшить данный проект. Процедура проходила в дружественной, непринужденной обстановке. После третьего года обучения данная диссертация уже защищается в аудитории, куда приглашаются другие докторанты и все желающие выслушать доклад. Готовая диссертация представляет собой довольно внушительный труд, минимум 350 страниц. Лет 20 назад объем исторических и библиотековедческих диссертаций составлял около 500-600 страниц, включая приложения, библиографию и пр. Как правило, диссертации состоят из 5-6 глав, структура их мало отличается от наших кандидатских, не считая объема. Я их все-таки сравниваю с нашими кандидатскими, потому что в этих работах ставится более узкая задача, и докторанту не обязательно иметь опыт практической работы и публикаций крупных научных трудов по теме исследования, что в случае подготовки наших отечественных докторских работ просто недопустимо [1].

Библиотечно-информационное образование США постоянно совершенствуется. Программы библиотечно-информационных школ согласуются с Американской Библиотечной Ассоциацией. 56 библиотечных школ (48 из них находятся в США) прошли аккредитацию в этой Ассоциации [6]. Они есть практически в каждом штате. Для сравнения - в России сейчас 19 вузов, 66 училищ и колледжей, где можно получить высшее и среднее библиотечно-информационное образование [2]).

Согласно статистическому отчету Ассоциации библиотечно-информационного образования, количество обучающихся в библиотечных школах США в 2001 году увеличилось на 44.6% по сравнению с 1991 годом и составляло 17 773 человек (в 1991 - 12 291) [9]. Среднее количество учащихся в школах около 300.

Так, в Школе информационных исследований Калифорнийского университета Лос-Анджелеса (School of Education and Information Studies UCLA) учатся на магистерских и докторских программах около 200 человек, включая филиалы в других городах.

Учебный процесс полностью компьютеризирован. В Школе информационных исследований на студентов всех программам 50 компьютеров только в специальном учебном корпусе, не считая других лабораторий, библиотеки и общежития университета, где учащиеся Школы информационных исследований тоже могут свободно работать на компьютере. У каждого преподавателя в отдельном офисе (и конечно, дома) есть компьютер. Они сами готовят электронные версии своих лекций, методических материалов. На всю Школу один менеджер - административный ассистент, отвечающий за порядок на факультете и служащий посредником между преподавателями, студентами и различными университетскими службами. Он все время находится в офисе и работает на компьютере. Никто из преподавателей не поручает менеджеру своих дел. Этот человек является координатором: отвечает на вопросы, вызвает необходимого специалиста для ремонта учебного оборудования, принимать корреспонденцию, вывешивает объявления, рассылает информацию преподавателям по электронной почте. Этот же сотрудник ведет бюллетень факультета - небольшая газета, где печатаются все новости Школы [8], расписание заседаний различных комиссий и пр. Есть в школе также специалист по компьютерам, к которому преподаватели обращаются в затруднительных случаях и неполадках.

На факультете 15 постоянных преподавателей (Professor, Associate Professor, Assistant Professor), 2 заслуженных (Emeritus Professor) и 13 временных (Adjunct Faculty), приглашенных читать определенный курс. 7 административных сотрудников, включая директора мультимедийной лаборатории, программиста, электронного библиотекаря, административного ассистента, двух администраторов по набору студентов [8].

Для сравнения, в Библиотечно-информационной школе Католического университета Америки (Washington D.C.) 10 постоянных преподавателей, 1 заслуженный и 63 временных. Такое большое количество временных преподавателя объясняется наличием у этой школы четырех филиалов за пределами кампуса - в Библиотеке Конгресса и трех университетах штата Виржиния - George Mason University, Old Dominion University, Virginia Commonwealth University [7].

<

Готовить материалы к занятиям преподавателям помогают сами студенты, т. н. ассистенты преподавателя (Teaching Assistants). Ассистенты преподавателя осуществляют подбор и копирование литературы, комплектование хрестоматий, проведение практических занятий, чтение студенческих работ. Причем у каждого преподавателя может быть несколько ассистентов. Как упоминалось выше, почти все студенты в американских университетах работают. Так вот это одна из студенческих работ, которая оплачивается, правда, не очень высоко, как и весь труд на территории университетского кампуса. Некоторые студенты с магистерских и докторских программ даже принимаются в университет на условиях, что они будут работать (не более 20 часов в неделю) в качестве ассистентов. При этом они могут учиться бесплатно или оплачивать только часть обучения и получать зарплату за ассистентство. В среднем студенты получают около 400-600 долл. в месяц. Этих денег хватает и на питание, и на развлечения, при условии, что жилье, которое здесь очень дорогое (в штате Калифорния от 500 до 1 тыс. долл. в месяц) оплачивается из других источников. Некоторые даже стараются что-то накопить на отдых в каникулы. А кто-то наоборот, работает во время каникул на полную ставку за пределами кампуса, что оплачивается больше, чтобы заработать деньги на учебу в следующем году. Если все-таки обучение дорого обходится студенту, или он решит купить компьютер, машину или другие дорогостоящие вещи, то студентам предоставляется денежный заем с очень небольшими процентами, который можно выплачивать и после окончания университета. Но для этого нужно быть резидентом США.

Сказать где лучше дается библиотечное образование - в России или в Соединенных Штатах Америки, однозначно нельзя. Трудно это сделать опять-таки из-за разницы в подходе к высшему образованию, образовательных стандартов. Как известно, у нас более широкий охват в изучении общеобразовательных дисциплин, да и специальных предметов наши студенты усваивают более 18 курсов за 5 лет учебы. Интересно ли нашим студентам изучать их, это другой вопрос. Учебный план составляется деканатом без учета их мнения. В американских университетах студенты сами выбирают предметы согласно своим представлениям и потребностям их будущей специальности, но из определенного списка дисциплин, изучаемых на данном факультете. Небольшую часть предметов можно взять на других факультетах или даже в другом учебном заведении. Но все равно, студенты согласуют свои программы с научным руководителем, которые есть у каждого с начала обучения сообразно выбранной специализации. Для примера, студент выбрал специализацию “Биомедицинская информация”. В библиотечно-информационной школе нет специального потока или отдельной группы этой специализации. Но читаются курсы "Информационные ресурсы и службы" или "Пользование и пользователи библиотек и информационных центров", "Каталогизация", на которые записываются многие учащиеся. Специализируется же студент при написании работ по этим курсам и в изучении 2-3 специальных курсов "Литература в области здравоохранения", "Здравоохранительное библиотековедение", практики в библиотеке, соответствующей профилю подготовки [7]. Научный руководитель дает ему направления, рекомендует литературу, а дальше уже студент готовится самостоятельно. Из-за того, что большой объем новых знаний студентам приходится добывать самостоятельно, у них много времени уходит на чтение и подготовку письменных работ. При изучении курса "Автоматизация библиотек", преподаватель в лекции только обозначила названия стандартов, таких как Unicode, Z39.18, MARC, HTML и пр. Принцип их действия и применение каждый должен был усвоить самостоятельно, подготовив письменную работу. Или изучение принципов устройства различных библиотечно-информационных систем. В отличие от России, таких систем в США множество, разрабатывают и выпускают их более 30 специализированных фирм и научных институтов. В Интернете имеется специальный сайт, где эти системы представлены (www.biblio-tech.com). В задании к изучаемому курсу студенты должны были описать свои предполагаемые отношения с вендорами (поставщиками) этих систем. То есть студентам нужно было изучить возможности библиотечно-информационных систем через Интернет, литературу, по возможности их опробовать (бывает, что их образцы также представлены в Интернете), выбрать тип библиотеки, для которой эта система или ее часть приобретается, описать преимущества минимум 5 библиотечно-информационных систем, соответствующих типу выбранной библиотеки.

Интересно решена проблема практики в университетах. Для студентов это способ закрепить полученные теоретические знания и одновременно присмотреться к будущему месту работы, получить хорошие рекомендации для дальнейшего трудоустройства. На западе рекомендации очень ценятся, и студенты всегда указывают в своих резюме, где они проходили практику, какими овладели навыками труда. Студенты могут сами выбрать место практики, где им будут даже что-то платить за работу, а могут обратиться к специальному координатору программы практики (Internship). Но как правило, это труд бесплатный, 10 часов в неделю в течение одного или двух семестров (вместо одного из курсов) по желанию учащегося. Чтобы студента взяли на практику, он также готовит резюме, проходит собеседование с работодателем, объясняя, почему он хочет получить эту работу. Так что пока студент учится, он постепенно приобретает навыки поиска работы, написания резюме, заявок на получение грантов.

Получение студентами грантов - это особая статья. Гранты студенты могут получить как в университете, так и от различных общественных и частных фондов. Только Американская библиотечная ассоциация насчитывает около 20 специальных объединений-ассоциаций (Публичные библиотеки, Школьных библиотекарей, Библиотечного Менеджмента и пр.), причем каждая ассоциация имеет средства на поддержание студенческих исследований, профессиональных поездок. Поэтому студенты обязательно вступают в различные библиотечные ассоциации, подают заявки, и кто-то может получить материальное вознаграждение от 300 до 2 тыс. долл. Получить грант, пусть даже небольшой, считается почетным делом. Это событие потом отражается в резюме, демонстрируя, насколько активно студент проявил себя во время учебы.

Я принимала участи в двух конференциях: Ассоциации библиотечно-информационного образования (ALISE, Washington 9-12 января 2001 г.) и Ассоциации Американских библиотек (ALA, San Francisco 14-20 июня 2001 г.), и везде в торжественной обстановке вручали гранты и дипломы за выдающиеся успехи в профессиональной сфере не только преподавателям и библиотекарям, но и студентам. Выше мною уже упоминалось, что преподаватели в американских университетах получают небольшую зарплату. Первоначальная тарифная ставка профессоров 38 тыс. долл. в год (2,5 тыс. в месяц - для Калифорнии это очень мало), за 7 лет она может подняться до 70 тыс. в год. Полные профессора получают и больше. Конечно, административные посты оплачиваются достаточно высоко, более 130 тыс., но они достаются не многим и ограничены периодом избрания 2-3 года [9]. Научная деятельность, как правило, не всегда предусматривается контрактом. Поэтому все преподаватели пишут заявки на гранты на проведение научных исследований. У руководителей крупных подразделений и лабораторий процесс написания заявок на гранты и отчетов по ним занимает более 50% рабочего времени.

Результаты образовательной и исследовательской деятельности педагогического состава библиотечно-информационных школ отражаются в обильном, можно сказать нескончаемом потоке публикаций как в периодической печати, так и в книжных изданиях по библиотечно-информационному и книжному делу. В США выходит больше сотни специальных журналов, в печатных и электронных формах, где публикуют свои работы как практики, так и теоретики этой сферы деятельности. В ежегодном библиографическом указателе “Library Literature” зафиксировано несколько сотен наименований книг соответствующей тематики изданных, правда, не только в Америке, но все равно большая их доля приходится на США. Редакции научного журнала The Library Quarterly за 10 месяцев моей стажировки в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса получила на рецензирование и обзор около 200 книг по проблемам библиотечно-информационного и книжного дела, и это была только часть изданий выпущенных в США. Я не берусь давать оценку этим книгам, хотя рецензии на них, как правило, даются положительные. Бывает книга не находит своего рецензента, тогда дается просто ее краткая аннотация без оценки содержания. В Соединенных Штатах существуют издательства, специализирующиеся в большой степени на библиотечно-информационной литературе, такие как Libraries Unlimited, Neal-Schuman Publishers, Greenwood Press, Oryx Press, OCLC Forest Press, Haworth Press и др., а также издательства университетов и библиотечных ассоциаций, в общем, несколько десятков. Известно, что наибольший ежегодный расход бумаги в мире приходится на США. Преподаватели библиотечно-информационных школ обязаны печататься ежегодно в серьезных журналах, писать, редактировать, рецензировать или книг, или учебные пособия. Книги, учебники, статьи 5-ти летний давности по текущим проблемам уже не котируются, но продолжают стоять на полках библиотек.

Так получается, что студентам в университетах учиться труднее, но получают они только то, что им необходимо для дальнейшей работы или к чему у них есть особенный интерес. Наши же студенты получают более широкую подготовку, большей частью готовые знания, больше специальных предметов, на них лежит меньший груз ответственности за написание работ, и все время чувствуется некоторое насилие и принуждение в изучении курсов и овладении навыков специальности.

Как я указывала ранее, в США, в отличие от России, собственно библиотечное образование, как правило, укладывается в рамки двухлетней магистерской программы после предварительной четырехлетней бакалаврской программы обучения в другой области (гуманитарной, технической, медицинской или естественнонаучной). Более того, многие получают магистерскую степень по библиотечному делу, уже имея таковую (иногда и докторскую степень) в другой области. Например, 20% библиотекарей-юристов уже имеют степень магистра в области юриспруденции, почти все библиотекари историки имеют магистерскую, а порой и докторскую степень в исторических науках. Медицинские библиотекари обладают подготовкой в сфере биологии и химии, каталогизаторы должны владеть иностранными языками [4].

Американцев приводит в восторг и некоторое недоумение тот факт, что наши студенты изучают более чем двадцать предметов за год. То что библиотечное дело мы постигаем в течение 8 лет (5 лет основное высшее образование и 3 года в аспирантуре для получения кандидатской ученой степени - аналога Ph. D.) с трудом укладывается в их сознании. Однажды, когда я беседовала с деканом одной библиотечно-информационной школы, он не удержался и спросил меня, что же можно так долго изучать в этой науке? В тоже время мне приходилось отстаивать значимость отечественной кандидатской степени в библиотечно-информационном деле. Из-за того, что библиотечную специальность студенты изучают в наших вузах 5 лет, у представителей американской школы возникает мнение, что это образование эквивалентно колледжу, а аспирантура это ступень образования, подобно магистерской программе, и, соответственно, кандидатская степень равносильна степени магистра. Эти представления также укрепляются тем, что в нашей стране существует докторская степень и защищаются докторские диссертации. Если звание кандидат наук мало что значит для многих западных ученых, то доктор наук вполне четко ассоциирует с аналогичной западной степенью. Если действительно это было бы так, то это значило, что западная наука значительно превосходит нашу хотя бы числом докторов наук и активностью молодого научного потенциала. С этим нельзя согласиться, несмотря на очевидный высокий уровень организации библиотечного дела в США.

Американская система образования, основанная на длительном непрерывном образовании, не может служить эталоном для России, прежде всего из-за ее очень высокой стоимости. Однако многие черты библиотечно-информационного образования в США заслуживают внимательного анализа с точки зрения возможности их применения в российских вузах.

Список использованных материалов:

1. Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: Практич. пособие.- М.: Ось - 89, 2000.- 320 с.

2. Справочник библиотекаря. 2-е изд.- СПб.: Профессия, 2001.- 448 с.

3. Budd, John. M. The Academic Library: Its Context, Its Purpose, and Its Operation. Englewood, Colo.: Libraries Unlimited, 1998.- 372 p.

4. Olivia Crosby. Librarians: information experts in the information age //Occupational outlook quarterly. - Winter 2000-01.- V. 44, N4.- P.2-15.

5. The teachers' guide: an informal summary of university policies, procedures, and resources for undergraduate instruction. 4-th ed. Edited by Teresa Dawson-Munoz. /University of California, Los Angeles: Office of instructional development, 1999.- 91 p.

6. Интернет сайт Американской библиотечной ассоциации: http://www.ala.org.

7. Интернет сайт Библиотечно-информационной школы Католического университета Америки: http://slis.cua.edu (общая информация о школе);
http://slis.cua.edu/programs.htm (информация об образовательных программах) (дата последнего доступа от 27 сентября 2002).

8. Интернет сайт Школы информационных исследований Калифорнийского университета Лос-Анджелеса: http://is.gseis.ucla.edu (общая информация о Школе);
http://is.gseis.ucla.edu/news/index.htm (еженедельный бюллетень Школы) (дата последнего доступа от 27 сентября 2002).

9. Daniel, Evelyn H. and Saye, Jerry D. "Highlights of the 2001 ALISE Statistical Report with a Five and Ten Year Comparison of Key Data Elements" http://www.ils.unc.edu/ALISE/2001/Highlights.htm (дата последнего доступа от 27 сентября 2002).

 

Список литературы для дальнейшего чтения:

1. Варганова Г.В. Подготовка библиотекарей-исследователей в США [Глава 4 в книге Библиотековедческие и информационные исследования в США] / СПб ГУКИ. - Спб.: Профессия. 2002. - C. 123-156.

2. Гусева Э.П. О преподавании курса "Электронные библиотеки" в библиотечно-информационных школах университетов США // Библиотечное дело-2002. Библиотечное образование и практика: поиски взаимопонимания: Тез. докл. 7-ой междунар. науч. конф. МГУКИ. 24-25 апреля 2002 г. - М., 2002.

3. Даниличева Т.В. Современное состояние и тенденции развития библиотечного образования в США. Автореф. дис. …канд. пед. наук: 05.25.03 / Моск. гос. ун-т культуры. - М., 1995. - 16 с.

4. Клещук С.Е. Подготовка библиотечных кадров за рубежом // Науч. и техн. б-к. - 1990. - №6. - С.40-45.

5. Клим И.Л. Направления развития библиотечного образования на рубеже ХХ и ХХI столетий // Современное библиотечно-информационное образование: Учеб. тетради. Вып. 2 / Санкт-Петербург. гос. ин-т культуры. - СПб., 1997. - С. 23-31.

6. Маркусова В.А. Поиск средств для грантового финансирования и работа с грантами // НТИ. Сер 1, Организация и методика информ. работы. - 1994. - №4. - С. 31-34.

7. Набатникова Е.А. Основные формы и методы подготовки библиотечных работников в учебных заведениях Великобритании и США // Библиотековедение и библиография за рубежом: Сб. - М., 1985. - Вып. 104. - С.60-70.

8. Сукиасян Э.Р. Библиотечное образование в США Ч.1. Учебные заведения: сеть, структура, организация работы // Библиотековедение и библиография за рубежом: Сб. - М., 1993. - Вып. 132. - С. 3-31.

9. Сукиасян Э.Р. Библиотечное образование в США Ч.2. Учебные программы и курсы: структура, содержание и методы обучения // Библиотековедение и библиография за рубежом: Сб. - М., 1993. - Вып. 133. - С. 3-20.

10.Сукиасян Э.Р. Библиотечное образование в США Ч.2. Выбор профессии: На пороге библиотечной школы. Пора студенчества. Сущность непрерывного образования // Библиотековедение и библиография за рубежом: Сб. - М., 1994. - Вып. 134. - С. 104-120.

11. Сукиасян Э.Р. Библиотечный менеджер в США // Библиотековедение. - 1995. - № 6. - С. 113-120.

12. Сухоруков К.М. Профессиональные объединения библиотечных, информационных и архивных учреждений США // Библиотековедение и библиография за рубежом: Сб. - М., 1990. - Вып. 127 - С. 37.

13. Чишолм М. Американские библиотечные ассоциации - голос американского библиотечного дела // Библиотековедение и библиография за рубежом: Сб., - М., 1989. - Вып. 120. - С.94-102.

 

 

Гусева Эльза Петровна

Канд. пед. наук, ст. преподаватель

кафедры библиотековедения МГУКИ

gousseva@ucla.edu; elzagus00@hotmail.com

Сайт создан в системе uCoz