Содержание


5. Лабораторно-практические занятия
(Составление программы научного исследования)


Пункт 5.1. Пункт 5.2. Пункт 5.3. Пункт 5.4.

Всего проводится 6 лабораторно-практических занятий, в общей сложности 12 часов. Обычно первые три занятия посвящаются методологической части программы, следующие два – процедурной (методической) и последнее – утверждению окончательного варианта программы и плану внедрения результатов исследования. Все занятия должны проводиться в обстановке, максимально приближенной к реальной.

Основная задача лабораторно-практических занятий заключается в том, чтобы теснейшим образом связать теорию с жизнью, выработать у студентов прочные практические навыки разработки и реализации программы научного исследования.

Для выполнения лабораторно-практических заданий студенты группы разбиваются старостой на научно-исследовательские коллективы численностью 5–10 человек. С помощью процедуры выявления лидеров из числа же студентов избирается научный руководитель коллектива. Преподаватель, ведущий занятия в группе, выдает руководителю задание на выполнение научного исследования, в котором, как минимум, оговариваются тема библиотековедческого исследования, его база, форма выдачи конечного результате, а при необходимости и другие данные, которые принято использовать в технических заданиях на разработку тем НИР.

В помощь студентам в подразделе 5.3 представлена литература, посвященная методике составления программ научного исследования, а в подразделе 5.4 указаны образцы некоторых программ, разработанных и реализованных отечественными библиотековедами. Студентам целесообразно ознакомиться с тем и другим, прежде чем приступать к разработке собственных программ.

Итогом труда каждого научно-исследовательского коллектива студентов должна явиться завершенная программа научного исследования в виде документа объемом примерно 15–20 страниц рукописного или 7–10 страниц машинописного текста. Вся работа по ее созданию ведется во внеаудиторное время. В ходе же учебных занятий ведутся взаимный анализ, обсуждение результатов, полученных подгруппами на основных этапах составления программы, а также их окончательная доработка.

Тематическая разбивка лабораторно-практических занятий не носит жесткого характера. В зависимости от конкретных условий, складывающихся в каждой студенческой группе, преподаватель вправе объединять или расчленять те или другие темы, однако без нарушения логической последовательности процесса составления программы.


5.1. Тематика лабораторно-практических занятий

5.1.1. Методологическая часть программы научного исследования – 6 часов.

5.1.1.1. Определение темы, проблемы, объекта, предмета, цели и задач исследования, операционализация используемых понятий - 2 часа.

5.1.1.2. Предварительное системное описание объекта исследования - 2 часа.

5.1.1.3. Формулирование гипотез исследования - 2 часа.

5.1.2. Методическая (процедурная) часть программы - 4 часа.

5.1.2.1. Составление принципиального плана исследования, описание методики и техники сбора данных - 2 часа.

5.1.2.2. Анализ и теоретическая интерпретация полученных результатов исследования - 2 часа.

5.1.3. Утверждение окончательного варианта программы на-учного исследования и составление плана внедрения результатов исследования в практику - 2 часа.


5.2. Примерная тематика программ научного исследования

1. Студенческая группа как контингент читателей.

2. Читательская активность студенческой группы.

З. Информационная культура студенческой группы.

4. Информационная культура конкретной группы читателей

(по выбору студентов).

5. Информационная культура конкретной группы библиотекарей (по выбору студентов).

6. Социально-психологический анализ контингента читателей читального зала библиотечного факультета.

7. Социально-психологический анализ контингента читателей читального зала культурно-просветительного факультета.

8. Социально-психологический анализ контингента читателей научного читального зала библиотеки МГУК.

9. Уровень реализации библиотекой своих социальных функция (библиотека - по выбору студентов).

10. Читательский спрос и предложение в библиотеке (библиотека - по выбору студентов).


5.3. Исходная литература по вопросам подготовки программы научного исследования

1. Библиотековедческие исследования: Методология и методика. - М.: Книга, 1978. - С.65–76.

2. Крейденко В.С. Библиотечные исследования. Научные основы: Учеб. пособие. - М.: Книга, 1983. - С. 117–124.

З. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М. Андреевой. - М.: Изд-во МГУ, 1972. - С. 4–55.

4. Ядов В.А. Социологическое исследование (методология, программа, методы). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука, 1987. - 248 с.




5.4. Образцы программ научного исследования

1. Библиотечная профессия: современное состояние и перспективы: Программа и техническое задание комплексной научно-исследовательской работы / ЛГИК. - Л., 1987. - 16 с.

2. Динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках: Метод. рекомендации. - М., 1964. - 40 с.

3. Книга и чтение в жизни небольших городов: 0сновные положения программы и методическая документация комплексного социально-психологического исследования. - Вып.1. - М., 1969. - С. 1–17.


Содержание Вверх