Содержание |
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Курс “Основы научных исследований” – единственный в системе высшего библиотечно-библиографического образования комплекс знаний, целиком и полностью подчиненный задаче обеспечить исходную базу подготовки будущих библиотечных работников в области методологии, методики, техники научно-исследовательской работы, помочь им овладеть основными навыками творческого научного мышления и приемами решения различных нестандартных проблем, возникающих в ходе работы. Разумеется, и другие учебные дисциплины ориентированы на эти цели. Но достигаются они как реализация принципа научности содержания учебного процесса. Главная их цель – передача студентам соответствующих специальных знаний. Принципиальное же отличие данного курса от всех других предметов, преподаваемых на факультете, состоит в том, что воспитание творческого научного мышления является главной и единственной его задачей. Значение курса невозможно переоценить. Только он – вкупе с устремленностью личности к непрерывному самообразованию – позволит будущему библиотечному специалисту успешно адаптироваться к уже очевидным фундаментальным изменениям в области библиотечной теории и практики, которые характеризуют прогресс в области библиотечного дела на этапе информатизации общества. Изучение данного курса важно и с точки зрения соответствия российского высшего библиотечно-библиографического образования лучшим международным стандартам. Во всех респектабельных высших библиотечных учебных заведениях зарубежных стран он является обязательной учебной дисциплиной. С учетом происходящих изменений в курсе излагаются наиболее общие характеристики современной науки как динамичной системы знаний, специального вида деятельности, сложного социального института, как производительной силы общества. Рассматриваются цели, функции, системное строение, логика развития науки, классификация научных дисциплин, организация науки в России и за рубежом. Обстоятельно анализируются основные методологические вопросы научного исследования и творчества. Вводятся основополагающие элементы формальной логики, способствующие воспитанию культуры мышления и выработки выводного знания. На обширном материале раскрывается методика научного исследования как совокупность способов научного познания. Детально освещаются практическая организация научно-исследовательской работы над конкретной темой, включая разработку программы НИР, оформление ее конечных результатов и внедрение в практику. Содержание курса там, где это возможно и необходимо, профилировано применительно к библиотечно-библиографической и информационной деятельности. Программа обучения включает лекции, семинарские, лабораторно-практические занятия, выполнение одной контрольной работы и завершается зачетом. Зачет сдается в форме свободного собеседования по проблематике курса, т.е. по "безбилетной" системе. В течение всего периода обучения курсу результативность учебы студентов систематически проверяется путем их компьютерного тестирования. Важнейшее условие успеха учебы – самостоятельная работа студента. Помочь ее рациональной организации призвано настоящее методическое пособие. В нем приведены общие рекомендации по работе с литературой, списки основной и дополнительной литературы, рекомендуемой по курсу, тематика и планы семинарских, тематика лабораторно-практических занятий, тематика контрольных работ, контрольные вопросы для самопроверки, темы учебно-исследовательских, а также будущих курсовых, дипломных работ. Руководство самостоятельной работой студентов осуществляется преподавателями кафедры в специально выделенное для этих целей время внеаудиторных занятий. Студенты всегда могут рассчитывать на индивидуальные и групповые консультации у преподавателей, ведущих данный курс. Под их же руководством осуществляется и вся студенческая научно-исследовательская работа по проблематике курса.
Содержание |