Содержание

Планы семинарских занятий по темам:

1. Науковедческий анализ библиотековедения

2. Науковедение и смежные дисциплины


Семинар №1 Семинар №2 Семинар №3 Семинар №4


В течение семестра организуются 4 семинарских занятия, которые проводятся по группам.

К ним студенты должны готовиться заранее, руководствуясь приводимыми ниже планами этих занятий и рекомендуемой литературой. Необходимо использовать также и наиболее важные публикации по темам семинаров, вышедшие в свет после издания настоящего пособия.

Хотя это и не обязательное требование, тем не менее полезно содержание подготовки фиксировать в отдельной рабочей тетради. В ней можно отражать конспекты, тезисы, планы выступлений, выписки, заметки и т.п. материалы, необходимые для активного участия в семинарских дискуссиях.

Каждый студент должен быть готов выступить на семинарском занятии с аргументированным изложением любого из вопросов, указанных в планах семинаров. Длительность выступления примерно 7–10 минут. Форма выступления – устное сообщение. Особо высоко оцениваются выступления студентов, отличающиеся самостоятельностью суждений.


Содержание

4.1. План семинара № 1. Науковедческий анализ библиотековедения и смежных дисциплин"

1. Библиотековедение и смежные дисциплины как объект науковедения.

2. Методология библиотековедения и смежных дисциплин, методологические регулятивы библиотечно-библиографического и информационного исследования.

З. Функции библиотековедения и смежных наук в обществе.


Литература к семинару:

Вопрос № 1:
Добров Г.М. Наука о науке: Введение в общее наукознание. - Киев: Наукова думка, 1966.- С.5–20; Кедров Б.М. Классификация наук. Прогноз К. Маркса о науке будущего. - М.: Мысль, 1985.- С. 8–242, 390–460, 474-540;Микулинский С.Р. О науковедении как общей теории развития науки. - М., 1968. - 25 с.; Налимов В.В., Мульченко З.М. Наукометрия. Изучение развития науки
как информационного процесса. - М.: Наука, 1969. - С. 5–7; Наука // Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1969. - С. 393–395; Основы науковедения / Рук. авт. колл. С.Р. Микулинский.- М.: Наука, 1985.- С. 13–26, 104–139, 177–228; Рачков В.А. Науковедение: Проблемы, структура, элементы. - М.: Изд-во МГУ,1974. – С. 11–53.

Вопрос № 2:
Балханов В.А. Методологические проблемы математизации знания и системный подход // Методологические проблемы науч-ного исследования. – Новосибирск: Наука, 1960.- С. 111–119; Горский Д.П. О критериях истины: (К диалектике теоретического знания и общественной практики.) // Вопр. филос.- 1988.- № 2. - С. 28–39; Методология // Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1989.- С. 359–360; 0бщенаучная и частная методология // Библиотековедческие исследования: Методология и методика. - М.: Книга, 1978. - С. 5–7; Ойзерман Т.И. К вопросу о практике как критерии истины // Вопр. филос. - 1987. - № 10. - С.98–112; Принципы материалистической диалектики как теории познания. - М.: Наука, 1984.- 304 с.; Проблемы методологии науки. - Новосибирск: Наука, 1985.- С. 7–93, 124–154; Рачков П.А. Науковедение: Проблемы, структура, элементы. - М.: Изд-во МГУ, 1974. - С.53–57; Роль методологии в развитии науки. - Новосибирск: Наука, 1985. -С. 10–85; Тараканов К.В. Системный анализ библиотечных процессов: Учеб. пособие / МГИК.- М., 1982. - 79 с.; Теоретико-методологические истоки становления современной науки // Швырев В.С. Научное познание как деятельность. - М.: Политиздат, 1984. - С. 148-176; Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / Пер. с англ. и нем. - М.: Прогресс, 1986.- С.5–28, 125–138, 142–184, 322, 4I8, 45I, 467–472, 490–498, 507–522.

Вопрос № 3:
Введение в философию: Учебник для вузов. - В 2 ч. - Ч. 2. - М.: Политиздат, 1989. - С. 359–364; Капица П.Л. Влияние современных научных идей на общество // Вопр. филос.- 1979. - № 1. - С. 61–71; Наука // Философский энциклопедический словарь. - М. : Сов. энциклопедия, 1989. - С. 393–395; 0сновы науковедения / Рук. авт. колл. С.Р. Микулинский. - М.: Наука, 1985. - С. 65–1ЗЗ; Рачков Л.А. Науковедение: Проблемы, структура, элементы. - М.: Изд-во МГУ,1974. - С.47–49; Хайдаров У.Х. Законы науки и научный поиск. - Ташкент: Фан, 1987. - С.101–108; Швырев В.С. Научное познание как деятельность. - М.: Политиздат, 1984. - С. 8–24; Яблонский А.И. Математические модели в исследовании науки. - М.: Наука, 1966.- С. 244, 263–269; его же: Проблема моделирования общественных функций науки // Неформализованные элементы глобального моделирования: Тр. семинара. - М.: ВНИИСИ, 1981. - С.44–54.


Содержание

4.2. План семинара № 2. Логическая основа научных исследований в области библиотековедения и смежных наук

1. Понятие как одна из основных форм абстрактного мышле-ния субъекта познания библиотечной, библиографической, информационной деятельности.

2. Сущность суждений, их разновидности и применение в научных исследованиях по библиотековедению и смежным наукам.

3.Теория умозаключения, его разновидности и использование для получения выводного знания о библиотечно-библиографическо-информационной сфере.

4. Законы логики и их значение для исследования объектов библиотековедения и смежных научных дисциплин.

5. Доказательство и опровержение в библиотечно-библиографическо-информационном исследовании.


Литература к семинару:

Вопрос № 1:
Гетманова А.Д. Логика: Учебник для вузов. - М.: Высш. шк., 1986. - С. 7, 25–64; Абстрактное единичное понятие, абстрактное общее понятие, абстрактное понятие // Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М.: Наука, 1975. - С. 12; Видовое отличие, - видовое понятие // Там же. - С. 88; Единичное понятие // Там же. - С. 170; 3акон обратного отношения между содержанием и объемом понятия // Там же. - С.397–398; 0бщее понятие // Там же. - С. 399; 0бъем понятия, ограничение понятия // Там же. - С. 403; 0пределение понятия // Там же. - С. 409–410; Определение понятия через ближайший род и видовое отличие // Там же. – С. 410–412; Понятие // Там же. – С. 456–460; Правила деления объема понятия // Там же. - С.464–465;Правила определения понятия //
Там же. - С. 467–468; Содержание понятия // Там же.- С.557.

Вопрос № 2:
Гетманова А.Д. Логика: Учебник для вузов. - М.: Высш. шк., 1986.- С.7, 70–95; Единичное суждение // Кондаков .Н.И. Логический словарь - справочник. - М.: Наука, 1975.- С. 170–171; Категорическое суждение // Там же. - С. 240; Логический квадрат // Там же. - С.316; Неопределенное частное суждение // Там же. - С. 379; Общее суждение, общеотрицательное суждение, общеутвердительное суждение // Там же. - С. 399–400; 0пределенное частное суждение // Там же. - С. 412; 0тношение между суждениями // Там же. - С.419; Разделительное суждение // Там же. - С. 507–508; Суждение // Там же. - С. 574–577; Суждение // Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - С. 635–636; Условное суждение // Там же. - С. 629; Частное суждение, частноотрицательное суждение, частноутвердительное суждение // Там же.- С. 664–666.

Вопрос № 3:
Гетманова А.Д. Логика: Учебник для вузов. - М.: Высш. шк., 1986.- С.7, 125–176, 183–188; Аналогия // Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М.: Наука, 1975. - С. 36–39; Дедуктивное умозаключение, дедукция // Там же. - С. 133–135; Индукция // Там же. - С.200–202; Неполная индукция // Там же. - С. 381; Непосредственное умозаключение // Там же. - С. 383–384; Неправильное умозаключение // Там же. – 384–385; Традукция // Там же. - С. 614–615; Умозаключение // Там же. – С. 623-625.

Вопрос № 4:
Гетманова А.Д. Логика: Учебник для вузов. - М.: Высш. шк.,1986. - С. 97–117; Закон // Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник.- М.: Наука, 1975. - С. 175; Логические законы // Там же. - С. 310–313; Закон тождества // Там же. - С. 596–599; 3акон непротиворечия // Там же.- С. 488–495; Закон исключенного третьего // Там же. - С. 213–216; Закон достаточного основания // Там же. - С. 163–164; Закон, закономерность общественная // Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - С. 194 –196; Закон тождества // Там же. - С. 658; Закон непротиворечия // Там же. - 524; Закон исключенного третьего // Там же. - С. 227; Закон достаточного основания // Там же. - 182–183.

Вопрос № 5:
Гетманова А.Д. Логика: Учебник для вузов. - М.: Высш. шк., 1986. - С. 198–220; Доказательство // Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М.: Наука, 1975.- С. 158–160; Правила доказательства // Там же. - С. 465–466; Тезис // Там
же. - С. 587–588; Довод // Там же. - С. 157; Демонстрация // Там же. - С.139; Дедуктивное доказательство // Там же. - С. 133; Индуктивное доказательство // Там же. - С. 199–200; Косвенное доказательство // Там же. - 267–268; Прямое доказательство // Там же. - С. 495; 0провержение // Там же. - С. 412- 40; Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора // Вопр. филос. - 1990. - № 3. - С. 60–13З.


Содержание

4.3. План семинара № 3. Методика научного исследования в библиотековедении и смежных науках

1. Общенаучные методы в библиотечно-библиографическом и информационном исследовании.

2. Частнонаучные методы в библиотечно-библиографическом и информационном исследовании.

З. Количественные методы в библиотечно-библиографическом и информационном исследовании.


Литература к семинару:

Вопрос № 1:
Метод // Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - С. 358–З60; Анализ // Там же. - С. 25; Восхождение от абстрактного к конкретному // Там же. - С. 100–101;Дедукция // Там же. - С. 149–150; Генетический метод // Там же. –С115; Гипотетико-дедуктивный метод // Там же. - С. 125–126; Индукция // Там же. - С.213–214; Моделирование // Там же. - С. 373–374; Наблюдение // Там же. - С. 384; Прогнозирование // Там же. - С.513; Синтез // Там же. - С. 583–584; Структурно-функциональный анализ // Там же. - С. 631; Типология // Там же. - С. 656–657; Фор-мализация // Там же. - С. 712; Эксперимент // Там же. - С.759; Библиотековедческие исследования. Методология и методика. - М.:Книга, 1978. - С. 13–17, 105–126, 150–159, 164–170, 212–220; Крейденко В.С. Библиотечные исследования. Научные основы: Учеб. пособие. - М.: Книга, 1983. - С.18–49.

Вопрос № 2:
Басин Е.Я. Творчество и эмпатия // Вопр. филос. - 1987. - № 2.-С. 54–66; Библиотековедческие исследования: методология и методика. - М.: Книга, 1978. - С. 87–105; Добров Г.М. Наука: информация и управление (Информационные проблемы управления наукой). - М.: Сов. радио, 1977. - С. 133–-215; Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапшина. - М.: Политиздат, 1989. - 479 с.; Логика социологического исследования. - М.: Наука, 1987. - 272 с.; Крейденко В.С. Библиотечные исследования. Научные основы. - М.: Книга, 1983. - С.49–55; Лекции по методике конкретных социологических исследований / Под ред. Г.Н.Андреевой.- М.: Изд-во МГУ, 1972. - С.93–173; Рабочая книга социолога. -М.: Наука, 1977. - С. 377–420; Ядов В.А. Социологическое исследование: (методология, программа, методы). - М.: Наука, 1972. - С. 135–183.

Вопрос № 3:
Библиотековедческие исследования: методология и методика. - М.: Книга, 1978. - С. 163–189, 212–223; Количество // Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - С. 264–265; Мера // Там же. - С. З54; Измерение в социальном исследовании // Там же. - С. 208–209; Мотылев В.М. Основы количественных исследований в библиотечной теории и практике. - Л.: Наука, 1988. - 197 с.


Содержание

4.4. План семинара № 4. Организация процесса научного исследования
в области библиотековедения и смежных наук

1. Содержание понятия проблемной ситуации в библиотечно-библиографическом и информационном исследовании.

2. Разработка программы научного исследования в области библиотековедения и смежных наук.

3. Оформление и внедрение результатов научного исследования по библиотековедению и смежным наукам.


Литература к семинару:

Вопрос № 1:
Кирпичева И.К. Анализ проблемной ситуации в исследовании общих вопросов оптимизации функционирования библиотечных систем // Проблемы оптимизации функционирования библиотечных систем: Сб. науч. тр. / ГПБ. - Л., 1981. -С. 6–15; Крейденко В.С. Библиотечные исследования. Научные основы: Учеб. пособие. - М.: Книга, 1983. - С. 120; Понятие гносеологической ситуации // Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Структура познания и научная революция. - М., 1980. - С. 115–125; Проблема // Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - С. 512.

Вопрос № 2:
Библиотековедческие исследования: Методология и методика. - М.: Книга, 1978. - С. 65–76; Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. - М.: Изд-во МГУ,1988. -232 с.; Крейденко В.С. Библиотечные исследования. Научные осно-вы: Учеб. пособие. - М.: Книга, 1983. - С.117–125; Лекции по методике конкретных социологических исследований / Под ред. Г.И. Андреевой. - М.: Изд-во МГУ, 1972. - С.4–55; Рабочая книга социолога. - М.: Наука, 1977. - С. 143–163; Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. - М.: Наука, 1987. - 248 с.

Вопрос № 3:
Варшавский К.М. Организация труда научных работников. - М.: Экономика, 1975. - С. 98–108; Крейденко В.С. Библиотечные исследования. Научные основы: Учеб. пособие. - М.: Книга, 1983. - С. 125–135; Оценка качества завершенных научно-исследова-тельских работ по проблемам библиотечного дела: Метод. рекомендации / ГБЛ; Сост. Б.И. Фрумина. – М., 1986. - 23 с.; Фрумина Б.И. Оценка качества результатов научных исследований по библиотечному делу // Сов. библиотековедение. - 1985. - № 5. – С. 78–89; ГОСТ 7. 32-81. Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления (см. также: Изменение № 1 к ГОСТу).


Содержание Вверх
Сайт создан в системе uCoz